Найти тему
моЯпRелесть

Плюнь-забудь.

"Плачет девочка в автомате..."

Почему плачет? Просто некий молодой человек решил поставить точку в отношениях таким вот образом. Просто – не пришёл, не объяснил, не отпустил, а ... бросил! Просто ещё в раннем детстве любящие родители неоднократно давали ему уроки отвержения: папа уехал в командировку, внезапно и надолго; бабушка переехала срочно!!! в деревню, но дорогу туда ещё не проложили... Это потом он узнает про развод и про смерть, а пока, сейчас, ощущает себя брошенным. Ребёнок ломает голову, почему нельзя было с ним попрощаться, улыбнуться, обнять?!

Наверное, я такой плохой, что-то сделал не так, обидел бабушку или папу?
Наверное, я такой плохой, что-то сделал не так, обидел бабушку или папу?

Так детские обиды и комплекс вины формируют модель поведения человека. Заметили, сколько сейчас говорят об эмоциональном интеллекте? А ведь основы закладываются в семье!

И тут я не удержусь и вверну немецкое словечко – гештальт.

В буквальном переводе Gestalt означает «форма, вид, фигура», «целостность» и «модель». Смысл в том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие.

Если представить, что реальность, в которой мы существуем — это фон, а различные объекты (субъекты) или процессы — это фигуры, то, когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем «выдергивать» фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по завершении взаимодействия фигура снова сливается с фоном. Например, мы проголодались и ищем еду, а дожевав и проглотив, забываем об этой потребности и отвлекаемся на что-то другое. Или нам нужно отрихтовать звуки речи: пригласили логопеда, отзанимались, всё у нас налаживается, грамотно, глаза в глаза, завершаем взаимодействие и фигура специалиста плавно сливается с фоном. Ребёнок не травмируется, поверьте, ему есть, чем заняться. И каждый, понимаете ли, пошёл своей дорогой, а поезд пошёл – своей))

Но когда вы, из лучших побуждений, резко обламываете своё чадо, вы, дорогие мои, оставляете гештальт открытым. Пусть вы перевели агрессию на педагога, который - вдруг – «бросил» своего подопечного, пусть ребёнок считает егоплохим и подлым, но... гештальт открыт именно у вашего ребёнка.

Я же, за четверть века сотрудничества с детьми, научилась эти ситуации предвидеть и закрывать. Для себя. Хотя... незавершённые гештальты меня тревожат иногда)

До слёз... Почему?
До слёз... Почему?

Незавершенные процессы мы запоминаем лучше — это явление называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Будучи еще студенткой, она подметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.

Это напряжение помогает нам не забыть о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения. Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. И человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых, незапятнанных ещё отношениях, конфликты, нерешённые с прежним партнером. Ну было же?

По сути, «фигурой», гештальтом, может быть любой процесс — увлечение кем-либо, игра, ссора или начатое дело.

Что касается ребёнка, сколько раз позднее, уже в школе, вы будете вопиить: почему ты не слушаешь учителя?

А чё его слушать?

А потом ... будут плакать девушки.