Я в поисках новой работы. На сегодняшний день я работаю в муниципальной организации (официально) и в частной компании (неофициально). Везде есть свои подводные камни, плюсы и минусы, о которых я и хочу вам рассказать. Начнем с первого моего опыта работы на частное лицо.
А в детстве я и сама была маленьким безобидным предпринимателем
В возрасте 7-8 лет, когда листочки с деревьев уже не считались деньгами даже среди сверстников, я и еще одна предприимчивая соседская девчонка решили самостоятельно зарабатывать реальные человеческие деньги.
Мы еще успели застать то великолепное время, когда за сданные пивные бутылки давали какую-то мелочь. Первое время мы наживались, по сути, на мусоре. Зато деньги были свои!
Спустя время мы решили освоить личные продажи и стали впаривать людям ягоды с заброшенного огорода. Тащили из дома литровые банки, шли на тот самый участок и собирали свои будущие деньги. Дело, знаете ли, опасно было. Мы резались и кололись непролазными кустами малины и подвергались словесным нападкам соседской бабули, зажавшей нам бесхозную малину. В голове была четкая схема: вспоминаем, где живут семьи с маленькими детьми, стучимся, и предлагаем вкуснейший полезнейший товар. Как мы до этого догадались и почему у нас покупали ягоды те, у кого были свои участки, – интересно до сих пор. Но факт остается фактом – уже в то время мы как могли зарабатывали свои деньги.
А вот реальные предприниматели оказались теми еще... обманщиками. Первый месяц - июнь.
Дело было в 2015 году. На втором курсе университета, как и полагается, студенты проходят производственную практику (в реальных организациях). Я пришла в рекламное агентство, где у меня была возможность просто подписать необходимые документы и все лето гулять в свое удовольствие. Но мне предложили пройти реальную практику, да еще и подзаработать. Конечно же я согласилась, и тут началось самое интересное. Штат - 4 сотрудника (менеджер по работе с клиентами, менеджер по производству, бухгалтер, директор). Условия работы – с 9:00 до 18:00. Зарплата – какая-то неопределенная неозвученная мне сумма и проценты (10% с заказа). Учитывая также, что самые популярные заказы - это метровые баннеры (350 рублей) и таблички на дом (750 рублей), с которых мне должно было отойти всего 10% мне стоило призадуматься о размере будущего заработка. Ну ладно, опыт. Подумала я.
С моим приходом в отпуск ушел единственный менеджер по работе с клиентами. А после отпуска она и вовсе решила поработать удалено. Собственно, ее место заняла я, таким образом став единственным сотрудником, который толком ничего и не знает.
В мои обязанности входило: прием заказов, раздача заданий дизайнерам и на производство, курирование изготовления и доставки заказов, разработка несложных макетов (при том, что с графическими дизайнерами я даже не на "вы"), а также прием постоянных телефонных звонков (агентству также принадлежал телефонный справочник и городской интернет-портал).
Периодически начальник, который придерживался принципа «открытости» и не стал оборудовать себе отдельный кабинет, давал не относящиеся к делу задания (вроде прибраться в документах, которые вел предыдущий сотрудник, а ты понятия не имеешь, что с этим делать). Кабинета своего нет, вот он и сидит, следит за каждым твоим действием. А если действия закончились, а имитировать активную деятельность уже не получалось, он тут же возникал со своими "креативными" предложениями.
Напомню, что штатный сотрудник, который вел «важных» клиентов, ушел в отпуск, оставив после себя недоделанную работу. Эти самые «важные» требовательные клиенты задавали мне кучу вопросов по итоговой работе, а я их проекты в глаза не видела, следовательно, ничего внятного сказать не могла и трезвонила ответственному менеджеру. В итоге кто некомпетентный сотрудник? Я некомпетентный сотрудник. Новые клиенты, увидев перед собой молодую девчушку, вели себя, мягко сказать, некрасиво и чувствовали свою вседозволенность. Так и проходили мои будни.
Пришло время первой июньской зарплаты. На выходе я получаю 2 тысячи рублей (!!!). Возмущенная я, возмущенный бухгалтер, и директор…….которого на месте нет. На следующее утро я злая, думаю, что пора заканчивать такую «практику», к тому же на нее, по договору, как раз месяц и отводился. Директор искренне не понимая мою злость, интересуется что у меня случилось. А дальше короткий эпичный диалог:
- Настя, че злая такая?
- Да вот, зарплату вчера получила. Я ей не очень довольна.
- И я тоже не доволен твоей зарплатой.
- …
Понимаете, человек, который сам решил заплатить мне 2 тысячи рублей недоволен заплаченными мне двумя тысячами!
- Ну, сейчас справочник делать начнем, там 10% процент от стоимости размещенной рекламы менеджеру отходит. Больше получишь.
Июль и вторая зарплата
В его словах я разглядела призрачную возможность подзаработать. Процесс создания справочника был запущен. Так как справочник все же телефонный, а не рекламный, мне предстояло обзвонить все существующие организации (чтобы проверить актуальность номера), потом сходить к тем, кому не дозвонилась, и выяснить номера, а также найти новые организации, чтобы узнать номер, адрес и сферу их деятельности. Все новые данные я загружала на информационный портал. Работа кипела: полдня в офисе, полдня "в полях". Работы было много…. А вот ног к вечеру не было (расходы на транспорт мне бы никто не покрыл, поэтому везде передвигалась на своих двух).
А теперь к рекламе в справочнике. Минимальная стоимость рекламного блока – 5 тысяч рублей (размер настолько маленький, что лучше было бы обойтись и без него). Я бегала по организациям с предложениями дать свою рекламу в никому ненужный в настоящее время справочник. К тому же город маленький (чуть более 35 тысяч человек), все организации на слуху. Задача найти рекламодателей довольно сложная.
Как оказалось, клиентов искала и другая сотрудница, во время своего отпуска. Человек, который уж неоднократно сотрудничал с доброй половиной руководителей, махом набрал кучу рекламодателей. Я нашла всего парочку. Так уж вышло, что переговоры с моим клиентом (за пять несчастных тысяч) вел сотрудник в отпуске, чудесным образом оказавшийся в офисе во время моей беготни по городу. И руководство смело заявило, что раз уж вы вели переговоры вместе (пусть я этого и не просила), проценты нужно поделить поровну. А потом мне сказали это:
- Настя, ну че тебе эти копейки. Может, Наташе заказ отдадим?
То есть уговорила клиента я, проконсультировала я, узнала пожелания по дизайну и отдала в работу макет тоже я, а Наташа завершила сделку оплатой и это ее заказ? Кстати, заказ у меня в итоге забрали, а некоторые заказы Наташи доводила до ума я, но денег что-то так и не увидела.
В один прекрасный день мне "приказали" прийти в офис после работы, потому что туда придет дизайнер, верстающий справочник. Зачем я там нужна, не знаю. Но, по словам директора, быть мне там было нужно и не важно, что время уже не рабочее. На "приказ" я ответила отказом, мне стали объяснять важность моего присутствия. Ладно... маленькая, глупенькая. Пришла. В офисе одиноко сидел дизайнер с банкой пива, ковырялся с макетами и знать не знал, зачем я ему тут нужна. Весело, правда?
На конец месяца справочник готов не был. Я сотню раз перепроверяла правильность телефонных номеров, наличие ошибок, правились макеты. Основная моя работа также никуда не делась. Так как работа не закончилась, сумма моей полной зарплаты была неизвестна и выдача денег благополучно перенеслась на август. Дали мне снова 2 тысячи рублей.
А тут еще способ заработать подъехал. И я подумала, что в последний месяц моей летней подработки я уж точно получу достаточно денег.
Август. Последний месяц разочарования.
- В августе на мою голову свалился новый сотрудник. Бестолковый и безграмотный до ужаса. Он в разы усложнил мою работу и испортил репутацию, но об этом потом. О его косяках и подставах я расскажу в одной из следующих статей под названием "Подборка подстав от коллег"
- Сфотографируй вывески и фасады новых организаций, чтобы люди понимали, как они выглядят, - говорит директор. - Сфотографируешь, загрузишь все на сайт, а я за каждую фотографию тебе насчитаю плюсом по 50 рублей.
"Ну, деньги не лишние," - подумала я и решила остаться еще на месяц.
Подошло время моего ухода из этой компании, а заодно и день получки. Я, в надежде, что мой труд и огромный вклад в составление справочника все-таки оценят, довольная и счастливая устроилась рядышком с бухгалтером. И что вы думаете? Мне наконец-то дали в несколько раз больше денег, чем обычно! Представляете? В целых 4 раза больше, целых 8 тысяч рублей...
Обалденная сумма, наверное...для школьника, который в рамках "Трудового лета" для молодежи покрасил в городе пару ограждений и посадил несколько кустиков. Но для меня, потратившей все лето на эту работу, сумма разочаровала.
В общей сложности за 3 месяца полноценной работы мне заплатили 12 тысяч рублей
В итоге с компанией и с руководителем я рассталась с огромным удовольствием. Теплые впечатления остались только от бухгалтера, которая незадолго после меня ушла в декрет и больше на работу в эту компанию не вышла.
Последняя капля, и неприязнь к руководителю превратилась в ненависть
Третий курс. Летнюю практику я проходила в полиции. На одном из спец.мероприятий я с руководителем практики нарвалась на неприятного человека случайно встретилась с бывшим начальником. Так вот, когда меня и моих ушей не было в поле зрения, мой незабываемый бывший директор шепнул моему новому руководителю: "Работает нормально, но ленивая. Все время подпинывать надо". И это при том, что я ни разу не опоздала на работу и не ушла раньше, за мной не было никаких косяков, я самостоятельно осваивала графические программы, училась работать со спец.оборудованием, и, в конце-концов, была единственным сотрудником, работавшим в офисе с клиентами, и единственным человеком, собиравшим информацию в справочник. А рвать одно место ради копеек и процветания чужого бизнеса я не собиралась и не собираюсь до сих пор. И пусть времени прошло уже много, но, как говорится, осадок остался.
Мои выводы о первой серьезной работе после потраченных впустую трех летних месяцев и небольшие советы:
1) Для работодателя вы - и швец, и жнец, и на дуде игрец за минимальную зарплату. Поэтому, придя на работу, сразу выясните свой круг обязанностей и следуйте регламенту (иначе на вас, как на меня, тут же сядут и свесят ножки, а в результате еще и останутся недовольны).
2) Чем лучше и быстрее делаешь работу, тем больше требуют. Поэтому не стройте из себя Брюсов Всемогущих. Не бойтесь что-то спрашивать, просить помощи, и говорить, что вы не справляетесь. Не стремитесь разбираться во всем сами, тратя время и нервы, и делать работу как можно скорее. Вы же не в соревнованиях по скоростному выполнению работы участвуете, а выполняете текучку. Вы новый молодой сотрудник. Вас, молодого неопытного, осознанно взяли на эту работу, прекрасно понимая возможные трудности. Так что не стесняйтесь, облегчайте себе жизнь и обращайтесь за советами к руководству или коллегам. Это также убережет вас от возможных косяков.
3) Хоть вы всего лишь подчиненный своего начальника, отстаивайте свои интересы и не позволяйте к себе плохого отношения. Задержаться на работе, прийти в нерабочее время, выполнить чужую работу, - НЕТ! Во-первых, вам за это не доплачивают. Во-вторых, за неправильное выполнение чужой работы на вас могут и "наехать". В-третьих, согласитесь один раз, и считайте, что список ваших обязанностей пополнился еще несколькими пунктами.
4) Для директора его бизнес - его жизнь и его деньги. Для вас - временный этап. Так что не нужно ставить его интересы выше своих . Если у вас плохое самочувствие, а вы идете на работу, чтобы не подводить директора; если вы понимаете, что работать в этом месте уже невыносимо, но не можете уйти, потому что "как же они тут без меня"; если вы решили помочь руководству и прийти на работу в выходной даже на часок, - значит, вы не себя совсем не цените. Жизнь не заключается в работе. Ставьте себя и свою жизнь во главу угла. Как без вас справятся или не справятся на работе - это уже не ваши интересы, не ваша жизнь. Заботиться нужно о себе, а не о финансовом благополучии своего начальника. Ведь ему же никто не мешает прийти в выходной день или продлить свой рабочий день до 21:00, чтобы вывести свою фирму на новый уровень, верно?
5) Цель предпринимателя - много денег. Ваша цель - тоже много денег. Поэтому договаривайтесь о зарплате сразу же. Не в середине месяца, не при получении первой зарплаты, а во время собеседования. Если вам назвали конкретную сумму, вам ее и выплатят. В противном случае вы смело сможете напомнить директору его слова и обещания, надавив тем самым на его личные качества, что непременно его заденет и побудит выдать вам обещанную сумму. Если же, как и произошло со мной, конкретную сумму вам не говорили, то и брыкаться будет поздно. Вам же сумму не озвучили, значит, берите то, что дают.
6) Предприниматели на то и предприниматели, чтобы уметь заговаривать зубы и находить выход из любой ситуации. Вы заметили, как ловко мой директор убивал во мне желание покинуть организацию? В конце каждого месяца он давал мне надежду на новый заработок, говорил о будущей работе и перспективах. Периодически, кстати, хвалил за хорошую работу. Но не все обещания выполняются, и не вся похвала искренняя. Поэтому, тая, от обещаний и приятных слов, не забудьте потом собраться обратно и тщательно все проанализировать. Перспектива? А какая конкретно перспектива? Увеличит зарплату? А на сколько конкретно ее увеличат? Я лучший сотрудник? А не желают ли мне подкинуть дополнительной работы на этом фоне? Кстати, существует вид манипуляции под названием "Обезьяна на шее", когда человек осознанно нахваливает работу другого, чтобы он, поняв, что он незаменим, брался за любую работу. Представим, что журналисту нужно взять интервью у некого Ивана, но он настолько неприятный тип, что работать с ним нет никакого желания. Идем к коллеге и говорим: - Кать, позвонила Ивану, он наотрез отказался со мной разговаривать (а мы и не звонили). Не умею уговаривать людей, а у тебя всегда получается. Как ты это делаешь? Любого разговоришь, всю информацию вытянешь, даже Иван, наверное с тобой побеседует. Я бы послушала, хоть научилась бы на будущее. Что делать то?
И вот Катя, довольная своим мастерством (пусть даже и выдуманным 3 минуты назад с целью личной выгоды), уже набирает номер Ивана и пытается продемонстрировать свои способности. Таким образом мы задабриваем человека, чтобы он выполнил за нас любую работу. Метод, знакомый любому руководителю.
Интересно, а что думают сами руководители насчет этих пунктов?
Надеюсь, статья была полезна начинающим сотрудникам малых и средних организаций.