Найти в Дзене
моЯпRелесть

Что упало, то пропало...

Если вопрос, как лучше бить ребёнка: по попе или по голове? - для вас уже не актуален, перейдём на следующий уровень. Уверена, что ваш родительский опыт уже доказал: воспитание детей в семье при помощи крика, критики, увещеваний, чтения нотаций и поучений не дает желаемого результата. Телесные наказания делают поведение детей только хуже, а зачастую их использование встречает сильнейший протест, - бумерангом прилетают все более изощренные капризы и манипуляции. Теперь мы оказались в «толерантном» мире, где дети больше не приемлют авторитарной системы взаимоотношений и будут бороться с теми, кто пытается на них давить, а в случае наказания будут мстить. Поэтому родители вынуждены учиться новым приемам воспитания, без давления и примитивного доминирования. Для детей и подростков, осознанно игнорирующих правила семейной и общественной жизни предлагается воспитательная система естественных и логических последствий, основанная на принципах сотрудничества. Воспитание детей с использова

Если вопрос, как лучше бить ребёнка: по попе или по голове? - для вас уже не актуален, перейдём на следующий уровень.

Как воспитывать детей без наказания, и возможно ли это в принципе?
Как воспитывать детей без наказания, и возможно ли это в принципе?

Уверена, что ваш родительский опыт уже доказал: воспитание детей в семье при помощи крика, критики, увещеваний, чтения нотаций и поучений не дает желаемого результата. Телесные наказания делают поведение детей только хуже, а зачастую их использование встречает сильнейший протест, - бумерангом прилетают все более изощренные капризы и манипуляции.

Теперь мы оказались в «толерантном» мире, где дети больше не приемлют авторитарной системы взаимоотношений и будут бороться с теми, кто пытается на них давить, а в случае наказания будут мстить. Поэтому родители вынуждены учиться новым приемам воспитания, без давления и примитивного доминирования.

Для детей и подростков, осознанно игнорирующих правила семейной и общественной жизни предлагается воспитательная система естественных и логических последствий, основанная на принципах сотрудничества.

Воспитание детей с использованием естественных и логических последствий поведения.

Это система, в которой ребенок может соотнести последствия своего плохого поведения со своими же поступками. Например, ваш сын мечтал о велосипеде, но потом, когда велосипед ему купили, сын упорно бросал его без присмотра на улице, и в конце концов велосипед украли. Вместо того, чтобы читать нотации своему ребенку о том, как плохо он поступил, следует использовать естественные последствия этого происшествия. Раз велосипед украли по недосмотру ребенка, то ему придется обходиться без велосипеда до тех пор, пока он не вымолит новый «у Деда Мороза») в обмен на хорошее поведение и обещание холить и лелеять подарок, или не накопит денег на покупку. Утрата собственности заставляет понять, как правильно с ней обращаться (предварительный инструктаж, ка мы понимаем, ребёнок проигнорировал). Разбил телек в гостиной – оставил семью без совместного просмотра мультиков; зияющая пустота на стене напоминает о том, что «здесь была плазма». Выдрать ребёнка и купить новую вещь — ни о чём. Без нервов, просто «нет» мультикам, потому что нет телевизора. Естественно и логично.

Надо различать естественные и логические последствия поведения ребенка.

Естественные последствия наступают без какой-либо специальной подготовки.
Естественные последствия наступают без какой-либо специальной подготовки.

Например, многие родители подростков сетуют на то, как трудно разбудить ребенка утром в школу. Часто это превращается в настоящие мучения – все эти многократные напоминания и побудки. Родитель, придерживающийся системы воспитания без наказания позволит естественным последствиям научить ребенка вставать вовремя без напоминаний. Ведь если ребенок не просыпается вовремя, а родитель в это не вмешивается, то наступает естественное последствие – опоздание в школу или прогул. При этом родитель может сохранить свои дружеские отношения с ребенком, поскольку мама и папа многократно предупреждали о естественных последствиях и не несут ответственности за имевшую место попытку их пережить. Проверено: пунктуальности мы, может, и не добьёмся, но обязательность появится и тинэйджер сам будет заводить для себя будильник.

Логические последствия наступают по предварительной договоренности родителя с ребенком. Например, ваши дети никогда не убирают за собой игрушки, книги и одежду? Сообщите им, что если к определенному времени порядок в комнате не будет наведен, то все валяющиеся вещи будут убраны в некую коробку, из которой ничего нельзя будет забрать в течение определенного времени (допустим, 3 дня). Закон един для всех – следите за своими вещами; мама-неряха-растеряха, всё равно, пример для подражания. Но какой?

Воспитательная система, основанная на применении естественных и логических последствий должна внедряться родителями постепенно.

Обычно выясняется, что текущее конфликтное состояние отношений в семье складывалось несколько месяцев или даже лет. Поэтому, лучше всего для начала выделить одну или две несложных проблемы и решить их, а затем приступать к более сложным задачам.

Дети и подростки (особо уточню – нейротипичные!, без ОВЗ) в целом принимают систему логических последствий, они видят в ней смысл и им нравится принять на себя ответственность, которую предоставляет им эта система. Хотя каждому ребёнку необходим индивидуальный опыт «вхождения в один асфальт»; некоторые дети изменяют свое поведение уже после нескольких применений метода последствий, другим же требуются недели и месяцы для того, чтобы система стала эффективно действовать.

Я всегда предупреждаю родителей о возможности отсроченного результата. Не сдавайтесь! В противном случае, этот подход останется одной из тех рекомендаций, которые хорошо выглядят в теории, а на практике не работают.

Терпение и труд всё перетрут.