С конца июня на северо-западе Китая компания COMAC проводит испытательные полеты своего нового пассажирского самолета C919.
Это событие является одной из составных частей стремления Пекина стать мировым лидером в сфере высоких технологий. Хотя последние испытания приближают страну на один шаг к тому, чтобы стать крупным производителем самолетов, торговая война с США показала, как авиакосмическая промышленность Китая остается зависимой от иностранных технологий и запчастей.
Разработка C919 началась в 2008 году. 160-местный самолет сопоставим по размерам с A320 или B737, которые широко используются как крупными перевозчиками, так и бюджетными авиакомпаниями. COMAC уже получил заказы на 800 машин, в основном от китайских авиакомпаний. Пока Китай полагается на американских и европейских производителей самолетов. Но благодаря аэрокосмическим технологиям, являющимся важнейшей областью продвижения в рамках инициативы президента Си Цзиньпина «Сделано в Китае в 2025 году», запущенной в 2015 году, Пекин хочет, чтобы более 10% пассажирских самолетов на основных маршрутах должны быть сделаны дома, в Китае в течение пяти лет.
В рамках этой работы Китай поглощает иностранные ноу-хау. Материнская корпорация COMAC создала совместное предприятие с американским Parker Hannifin для систем контроля топлива и с Raytheon Technologies для энергетических систем. Но торговая война резко изменила эти планы. Из 39 основных поставщиков C919 лишь 60% имеют полное или частичное владение Китаем. Двигатели, в частности, поставляются исключительно из США. Китай начал разработку отечественного реактивного двигателя в 2011 году, однако он еще далеко до коммерческого использования.
Риски были резко возросли в середине февраля, когда появились новости о том, что США рассматривают возможность прекращения поставок двигателей C919 компанией CFM International - совместным предприятием General Electric и французской Safran. «Других альтернатив нет», если поставки двигателей из США прекратятся, - отметила Hua Chuang Securities, предупреждая о серьезных неудачах в производстве китайских реактивных самолетов.
Эта проблема была решена, когда президент Дональд Трамп написал в Твиттере, что хочет, чтобы «Китай купил наши реактивные двигатели, лучшие в мире». Но Вашингтон всё же может помешать Китаю в конечном итоге экспортировать свои самолеты. Самолеты и их компоненты должны пройти сертификацию типа, прежде чем они могут быть проданы по всему миру - стандарты, которые установлены Федеральной авиационной администрацией США и ее европейским аналогом.
Пекин нацелен на поддержку отечественных самолетов в обозримом будущем посредством закупок государственными авиакомпаниями. Так, более 100 новых самолетов ARJ21 у COMAC заказали China Southern Airlines и два других перевозчика в августе 2019 года. COMAC продолжает настаивать, что его развитие идет в правильном направлении, но не раскрывает график поставок C919. Возможность отмены или задержки по-прежнему висит над проектом.
Источник: Nikkei Asian Review
Перевод: Авиация. Бизнес-обозрение