Адрес: Московская область, Серпуховский район, д. Подмоклово
Координаты:54.86698, 37.34676
Смешное название села - Подмоклово. Не ожидаешь увидеть в нем, прорвавшись по не самой хорошей дороге, среди деревенских домиков на берегу Оки кусочек Италии однако все так и есть. Знатоки живописи воскликнут - “так это же картина Рафаэля “Венчание Марии”! И действительно храм очень похож на изображенный на картине.
Недаром храм Рождества Богородицы в Подмоклово называют одним из самых интересных сооружение петровской эпохи. Церковь построенная в стиле западноевропейского барокко вполне могла стоять на улочках какого-нибудь итальянского города. Эта наиболее древняя из ротонд, дошедших до нас с того времени, когда в моду вошел отказ от древнерусской архитектурной традиции, итальянские колонны сменили резные наличники и кокошники. Петр так или иначе менял стиль во всей стране.
Церковь представляет собой ротонду, окруженную шестнадцатипролетной аркадой, на которой представлены, выполненные в человеческий рост статуи апостолов и евангелистов. Первым архитектором был Лоренц фон Фикин, а основные работы по строительству производил Андрей Шульц.
Для тех, кто хочет доподлинно понять где какая статуя - перечисляем. От входа в церковь по часовой стрелке - Апостолы Петр, Иоанн, Симон, евангелисты Лука и Матфей, апостолы - Филипп, Иаков. Варфоломей, Иуда, Андрей ( тот самый, который рыбачил у причала) и Иаков, евангелист Иоан, апостолы - Марк, Фома, Матфей и последний - Петр с ключами от Рая. В целом под каждой фигурой есть надпись, поясняющая кто изображен на статуе, но ее не всегда можно разобрать.
Заказчик церкви - Г. Ф. Долгоруков, дипломат и приближенный Петра Первого, скорее всего привез мысль о строительстве церкви в столь новом формате из “Великого посольства” в котором участвовал вместе с царем. После этой поездки он пишет довольно объемный труд по итальянскому зодчеству. Что говорит о большом интересе к данному вопросу. И наконец - выйдя в отставку, осуществляет свой замысел. И так на берегах Оки взмывает невиданная ранее церковь-ротонда.
Хотя строится она долгие годы, то царский указ - запрещающий любое каменное строительство в других местах, кроме Санкт-Петербурга, то смерть самого Григория Федоровича, то опала рода Долгоруковых при Анне Иоановне, мешают закончить постройку. И только в 1754 году, при Екатерине Второй церковь торжественно освящается.
В истории церкви имеется скандальная история, связанная, как ни странно, с М. Ю. Лермонтовым. В 1893 году в церкви была нарисована картина страшного суда. Где в числе грешников отлично узнавался поэт. По этому поводу прогрессивная общественность возмущалась, а традиционно настроенные граждане и церковь, считали, что поделом, так как Лермонтов повинен “как дуэлист в трех тяжких грехах: убийстве, самоубийстве и неповиновении властям”.
Существует правда еще легенда, что в картине не было столь высоко смысла, а написали ее по заказу тогдашнего хозяина усадьбы, на которого Лермонтов написал злую эпиграмму, чем немало его оскорбил.
В 1934 году картина была отправлена на реставрацию и сейчас она хранится в фондах Государственного музеи истории религии в Санкт-Петербурге.