У вас появился зеркальный фотоаппарат или как его еще называют зеркалка? Что вы чувствуете — восторг от того, что теперь будете получать фото шедевры или смятение от обилия непонятных режимов и кнопочек? И в том, и в другом случае — это временно, потому что фотошедевры — дело наживное, а в фотоаппарате и его кнопочках мы сейчас разберемся.
Конечно, фотографировать зеркалкой можно и в авто режиме, чтобы привыкнуть к весу нового фотоаппарата, воочию убедиться в качестве фотографий, но рано или поздно авто режима вам окажется мало.
В предыдущих статьях вы познакомились с основами экспозиции и тремя китами фотографии — диафрагмой, выдержкой и светочувствительностью и их особенностями, теперь же давайте применим полученные знания на практике!
Мы не будем сразу переходить к полностью ручному режиму, поскольку в нем много своих ньюансов, но чтобы вы уже сейчас начали получать более художественные снимки, давайте познакомимся с полуавтоматическими и художественными режимами съемки.
Как и на цифрокомпактах или мыльницах, на зеркалках есть базовые автоматические режимы съемки — портрет, пейзаж, макро, спорт и пр. Все, что вам необходимо сделать — это нажать на кнопку спуска. В действительности, фотоаппарат при этом будет жонглировать теми же тремя параметрами экспозици и, по тем же самым принципам, что и вы, когда начнете фотографировать в ручном режиме.
Следующий полукруг режимов (P, A (или Av), S (или Tv), M, A-Dep) — полуавтоматические, которыми могут пользоваться как начинающие фотографы, чтобы получить более эффектные кадры и не заморачиваться насчет настроек, так и опытные фотографы с целью экономии времени.
Итак, давайте пройдемся по порядку по основным полуавтоматическим режимам.
1. Наиболее простым режимом является режим P (от названия программная автоэкспозиция, иногда его также называют приоритетом ISO). Суть этого режима в том, что вы устанавливаете значение ISO, а фотоаппарат сам подбирает значения выдержки и диафрагмы так, чтобы получилась нормальная экспозиция кадра. Этот режим очень удобен для практики съемки с различными значениями ISO, а также для понимания того, как много значений экспопары — пары выдержки и диафрагмы — могут обеспечить получение одного и того же уровня экспозиции.
При этом вы можете менять значения экспопары, на фотоаппарате Canon 550D это делается одним движением ролика: например, если вам необходима более короткая выдержка, крутите ролик направо, сокращая выдержку, а фотоаппарат при этом призакроет диафрагму, чтобы сохранить экспозицию на том же уровне и позволить вам сфотографировать застывшее в воздухе яблоко, которое готовится вот-вот упасть на голову Ньютону.
Поэкспериментируйте со съемкой в режиме Р, пропобуйте сфотографировать один и тот же объект с разным ISO, определите при каком значении ISO вашей камеры на фотографиях появится шум. Также обратите внимание на то, как изменяются значения выдержки и диафрагмы при изменении экспопары.
2. Следующий режим — это режим приоритета диафрагмы (A или Av)
Этот режим позволяет контролировать степень размытия фона на фотографии, т.е. здесь вы вручную задаете ISO и регулируете значение диафрагмы, а выдержку камера выставляет сама так, чтобы получить нормальный экспонированный кадр. В этом режиме вам необходимо просто определиться, нужен ли вам размытый фон или нет, и поставить соответствующее значение диафрагмы, все остальное за вас сделает фотоаппарат.
Рассмотрим этот режим на примере моего любимого яблочка с листочками для заметок :)
На первом фото было установлено ISO и значение диафрагмы было изменено так, чтобы стало максимальным (в данном случае f/1.8) и мы в итоге получили красивое размытие по краям «яблочка». Несколько движений пальцем (прокручиваем ролик), диафрагма закрывается (f16) и мы получаем резкий кадр без размытостей. Обратите внимание, что f/1.8 с выдержкой в 1/1250 обеспечили тот же уровень экспозиции, что и f16 с выдержкой в 1/15.
При изменении значения диафрагмы обратите внимание на экран фотоаппарата, если вы попытаетесь установить слишком маленькое/большое значение диафрагмы и цифра, показывающая выдержку, начнет мигать — это будет означать, что при данном значении ISO и том значении диафрагмы, которое вы пытаетесь установить, камера не сможет обеспечить нормальную экспозицию. В таком случае измените ISO или значение диафрагмы. То же самое происходит и в режиме приоритета выдержки, о котором несколькими параграфами ниже.
Если вы снимаете портрет, поставьте ISO и прокрутите ролик до значения самой открытой диафрагму, чтобы получить размытый фон, при этом выдержку камера отрегулирует. А если вы фотографируете пейзаж, закройте диафрагму, чтобы весь пейзаж оказался резким и в фокусе. Однако, если вы снимаете вечерний пейзаж или еще по каким-то причинам света мало, обратите внимание на значение выдержки — если она окажется слишком длинной, вам придется воспользоваться штативом или поставить фотоаппарат на какую-нибудь поверхность при съемке, чтобы избежать шевеленки.
Поиграйте и с этим режимом, он даст вам возможность исследовать, какой эффект дают различные значения диафрагмы, и вам при этом не придется задумываться об остальных параметрах.
3. Режим приоритета выдержки — S или Tv.
Аналогично предыдущим режимам, режим приоритета выдержки позволяет вам при заданном ISO контролировать только значение выдержки, оставив диафрагму на усмотрение фотоаппарата.
Так, например, на этих фотографиях ISO было неизменным и был поставлен режим съемки Tv, т.е. регулировалась только выдержка. На первом фото выдержка короткая — 1/2000, что позволило получить застывшие в воздухе капли воды, не задумываясь о значении диафрагмы. На втором фото несколькими оборотами ролика выдержка стала длиннее — 1/13, посмотрите насколько камера закрыла диафрагму (f/22), чтобы получить ту же нормальную экспозицию!
Для того, чтобы опробовать этот режим вам необязательно искать фонтан, вы можете просто выглянуть из окна и попробовать сфотографировать проезжающие машины (если они, конечно видны из вашего окна).
Поставьте короткую выдержку, чтобы получить четкую фотографию машины «остановленную» в кадре (если будете фотографировать солнечным днем, то можете поставить значение выдержки около 1/800, хотя все зависит от света в конкретной ситуайии). А теперь сделайте выдержку длиннее, поставьте фотоаппарат на подоконник и аккуратненько нажмите кнопку. Вы, скорее всего, получите художественный смаз, показывающий динамику уличного движения.
Поэкспериментируйте с фотографиями на короткой и длинной выдержке, при этом присмотритесь к тому, какие значения диафрагмы и ISO выставляет фотоаппарат — это поможет Вам лучше понять связь между ними.
4. И еще один режим — приоритет глубины резкости (A-DEP), который есть не на всех моделях. В этом режиме фотоаппарат устанавливает значения диафрагмы и выдержки так, чтобы все объекты, попавшие в автофокус, были бы в зоне резкости. Удобен, если вы пользуетесь полностью автоматическим режимои и постоянно получаете кадры не в фокусе, но стоит вам немного побаловаться ручными настройками или хотя бы полуавтоматическими режимами, к этому режиму вы уже точно не вернетесь.
Попробуйте сделать фотографии в разных режимах и выкладывайте свои работы прямо здесь, будем рассматривать вместе!