Найти в Дзене
Владимир Зима

Адаптируйся или умри

Адаптироваться - это научиться делать по-новому, сохранив основные принципы и идею. Это работает и для каждого отдельного человека, и для компаний, и для сообществ.
Сейчас происходит множество событий, которые требуют адаптации. Но и эпидемия, и вспышка "антирасизма", и мировая политика показывают насколько мы можем быть косными и упрямыми. А в основе этой косности лежат стереотипы, которые мы

Адаптироваться - это научиться делать по-новому, сохранив основные принципы и идею. Это работает и для каждого отдельного человека, и для компаний, и для сообществ.

Сейчас происходит множество событий, которые требуют адаптации. Но и эпидемия, и вспышка "антирасизма", и мировая политика показывают насколько мы можем быть косными и упрямыми. А в основе этой косности лежат стереотипы, которые мы изо всех сил стараемся сохранить в условиях меняющейся реальности.

Эпидемия рассадила нас по домам. И мы сразу же решили, что нам не хватает общения. Стереотип говорит о том, что общение - это то, что происходит при непосредственном контакте. И несмотря на то, что технологии позволяют делать это по-другому, мы всё равно рвемся именно к встречам. Не можем перестроить свои привычки. Даже на короткий период.

Руководители и сотрудники стремятся в офисы. Ведь есть привычка к тому, чтобы контроль происходил в непосредственном контакте. Для того же, чтобы сменить формат, нужно учиться работать по-новому. Более прагматично подходить к рабочему процессу. Более чётко ставить процесс целеполагания и отчетности. Но учиться труднее, чем рисковать здоровьем.

Есть и привычка делить всех на "своих" и "чужих". И при этом выбирать для дифференциации какой-то явный признак. Национальность, цвет кожи, политическая ориентация.

Привычка, к слову сказать. очень вредная. Ведь она позволяет приписывать себе успехи всей группы, и не стремиться к собственному результату. И под прикрытием какой-либо группы творить всё, что угодно.

Среди либералов есть серьезные мыслители (которых, кстати, не увидишь на митингах "либералов") с которыми можно вести конструктивный диалог. Среди государственников есть не менее серьезные мыслители. И когда они общаются, то рождаются новые идеи, дающие возможности для развития общества.

Но те, кто объявляет себя частью "либеральных" и "патриотических" течений, не пытаются думать. Не пытаются обобщить себя по такому признаку, как интеллект и обучаемость. Они просто хватают некоторые фразы тех, кто стоит у истоков этих групп, и превращая их в кричалки, начинают попытки доминировать над оппонентами, упиваясь ощущением собственной принадлежности к идее. Они не учатся. Не адаптируются.

Те же стереотипы подпитывают расизм. Ведь намного легче объявить себя расой, либо господствующей. либо борющейся с несправедливостью, чем признать, что расовые различия столь несущественны, что их не стоит принимать во внимание. Что и бандиты, и великие ученые бывают с любым цветом кожи. Что различия определяются средой и системой образования в намного большей степени, чем расой. Что объединение лучшего из всех культур дает намного больше преимуществ, чем подавление и разрушение чужих и обожествление своей.

Межсоциальные различия столь же глупы. Есть множество честных людей среди чиновников и есть множество воров среди тех, кто ими не является. Есть большое количество предпринимателей, для которых этика - не пустой звук. И есть немало рядовых сотрудников как стремящихся к высоким результатам. Точно так же, как есть и бизнесмены, абсолютно бесчеловечно и свысока относящихся к сотрудникам и обществу, и работников, стремящихся для личной выгоды принести вред предприятиям.

И если уж мы хотим какой-то дифференциации, то она должна осуществляться в совсем другой плоскости. Почему бы не объявить профессионалов отдельной расой? Если уж есть потребность к разделению, то такое будет более справедливым. Но мы еще долго будем рабами своих привычек. Вероятно, еще многие столетия. Пока в один момент привычки нас не уничтожат.

Так будет, если не начнут объединяться мыслители. Если они сами не смогут победить одну привычку. Привычку рассуждать о том, что изменения невозможны. И не научатся договариваться о том, как можно всё изменить. Если парадигма доминирования по праву сильного не сменится парадигмой управления по праву умного.

Адаптируйся или умри - отнюдь не пустой лозунг. Это руководство по выживанию.

А в видео Владимир Малахов рассказывает о том, как же научиться жить завтрашним днем: