Найти в Дзене
Not Scary

"Забавные игры"

Фильмы про маньяков и серийных убийц существуют уже достаточно давно, начиная с «М» Фрица Ланга 1931 года и заканчивая новыми «Незнакомцами», которые вышли в этом году. Среди десятков таких фильмов ярко выделяются «Забавные игры» Михаэля Ханеке. С одной стороны, это типичный представитель жанра: двое маньяков терроризируют семью, приехавшую отдохнуть в загородном доме, но с другой – ломание четвертой стены, перемотка времени и очень нелогичное поведение главных героев смущает некоторых зрителей. В этом тексте я хотел бы подробнее рассмотреть эту картину, а так же ответить на некоторые вопросы, которые могли появиться у людей, которые посмотрели этот фильм.
И да, рассматривать мы будем ремейк 2007 года, так как во-первых, он был снят максимально приближенно в оригиналу, и во-вторых, снимал его тот же режиссер, что и оригинал, и целью ремейка было «показать картину более широкой аудитории», а мы с вами и являемся этой широкой аудиторией. Итак, фильм Михаэля Ханеке – Забавные игры.

Начнем, как и полагается, издалека. В большинстве фильмов, как и в большинстве художественных произведений в целом, есть главный герой, он же протагонист. Это центральное действующее лицо, и именно за его действиями мы будем наблюдать на протяжении всего фильма. Обычно, в фильмах главному герою мешает злодей, он же антагонист. За их конфликтом и наблюдает зритель, болея за протагониста. Лучшим примером для описания подобного конфликта служат комиксы. Супермен – типичный протагонист, который за все хорошее и против всего плохого. Лекс Лютор же наоборот, типичный антагонист, который весь такой из себя нехороший. Мы, конечно же, болеем за Супермена, и в итоге он побеждает. Аналогично со «Звездными Войнами»: Люк – хороший, Император – плохой. Именно так, обычно, и видят конфликт протагониста и антагониста, подразумевая каждую из сторон как «наши», за которых надо болеть, и «не наши», против которых мы болеем. Но не всегда протагонист хороший, а антагонист плохой, и не всегда антагонист вообще есть. Так, например, Ахиллес и Гектор в «Илиаде» – равнозначны, и никто из них ни хороший, ни плохой. В «Макбете» Шекспира антагонист Макдуф добродетельней главного героя, а в «двенадцати стульях» Остап Бендер, является антигероем, то есть главным героем, наделенным отрицательными чертами, так же как и Алекс из «Заводного апельсина», и так далее.

Всем вышесказанным я хотел подвести к тому, что главный герой, протагонист, не всегда хороший персонаж, это просто главный герой, у которого есть цель, к которой он идет на протяжении фильма или книги и, собственно, двигает сюжет. Возвращаемся к фильмам ужасов.

Для примера возьмем культовый слэшер «Кошмар на улице Вязов». Кто главный герой этого фильма? Скорее всего, вы скажете, что это Нэнси Томпсон, ведь большинство экранного времени у неё, а еще она… хорошая. Однако у неё нет никакой цели в фильме, кроме как не умереть. Именно этим она и занимается, ровно как и её друзья. Единственный персонаж, у которого есть какая-то цель в фильме, и который, собственно, и двигает весь сюжет – это Фредди Крюгер. Только он имеет очевидную цель – отомстить за то, что его убили, в то время как остальные герои лишь пытаются избежать этой мести. В данном случае, как и в большинстве слэшеров, маньяк является антигероем, (если же вы считаете, что главными героями, скажем, в «Хэллоуине», являются Лори Строуд или Доктор, то постарайтесь объяснить их мотивацию, не используя слова «помешать» и «противостоять»). Как следствие, протагонист не может быть убит, быть пойманным или еще как-нибудь проиграть, если только под самый конец фильма. Когда девушка идет за пивом в гараж в «Крике» и встречает убийцу, все понимают, что её сейчас убьют, потому что если она убьет маньяка, то о чем будут оставшиеся сорок минут фильма?

Однако, хоть злодеи и являются протагонистами, зритель, если он только не смотрит фильм только ради крови и мяса, симпатизирует все же чаще жертвам, за редким исключением. Обычно зритель проникается к жертвам, чему способствует вступительная часть фильма, в которой нас знакомят с «главными героями», показывая их идеальную жизнь, любовные линии и так далее.

Если коротко: зрителю показывают положительных персонажей, и он зачастую думает, что это и есть главные герои фильма, потому что болеем же за наших, наши должны быть хорошими, значит хорошие и главные, хотя такой подход не всегда работает, тем более в фильмах ужасов. Переходим к «Забавным играм».

Главной особенностью фильма является, пожалуй то, что главные герои знают, что вы смотрите его. Под главными героями я, конечно же, имею ввиду двух маньяков. Главные герои они потому, что только они в фильме имеют цель – и эта цель - поиграть. Зритель же будет ассоциировать себя с жертвами, и сопереживать им, чем и пользуется фильм: далее игра пойдет не только с семьей, но и со зрителем. Так, когда злодеи заключают пари с семьей, что никто не доживет до утра, они заключают его и со зрителем, о чем прямо сообщают, ломая 4 стену. Так же примечательна сцена перед пари, в которой отец спрашивает, зачем они это делают. Примечательна она тем, что зрителю чаще всего хочется какого-то объяснения жестокости, которое он видит, что бы опять же, все стало понятнее и проще. И злодей снова играет как с семьей, так и со зрителем, сначала рассказывая один вариант, затем другой, третий, явно давая понять, что все они ложные, но эй, вам же нужны какие-то мотивы, получайте.

Следующей интересной сценой является побег мальчика, который почти удается, но учитывая, что фильм подошел только к середине, мы понимаем, что мальчик еще не может спастись. Это, как будто бы, понимает и сам ребенок: он залез наверх, собираясь перелезть ограду, но спустился вниз, не сделав этого. Далее мальчик находит ружье, и пытается убить одного из маньяков, но патронов в оружие, конечно же, не оказывается. Самое интересное, что далее нам покажут, что оба патрона в ружье были, и не выстрелило оно только по одной причине, которая уже обговаривалась – главного героя в середине фильма убить невозможно, о чем знает и он сам. Главной же сценой, которая вызывает возмущение у зрителя – является уход антигероев из фильма на 20 минут. За это время жертвы делают все что угодно, кроме как, собственно, спасения. Они плачут, ходят туда-сюда по квартире, пытаются позвонить, сушат телефон феном. Фильм будто замирает. Происходит же это потому, что протагонистов, двигателей сюжета, в фильме больше нет, а второстепенные персонажи (да, именно, семья здесь – второстепенные персонажи) двигать сюжет не могут. Поэтому, когда маньяки возвращаются – все вновь возвращается на момент, когда они уходили, как будто все 20 минут фильма он стоял на паузе.

У вас может возникнуть вопрос: а для чего, собственно, так делать, и зачем так снимать? Ведь если не пытаться хоть как-то разобраться, то фильм выглядит как издевательство в первую очередь над зрителем. По итогу зритель не получает удовлетворения, так как злодеи не получают наказания. По словам режиссера, он хотел снять не столько слэшер или фильм ужасов вообще, а снять некое подобие эссе на тему жестокости в медиа. И как мне кажется, у него получилось, пусть большинство посмотревших и отнесло Забавные игры к просто плохим фильмам.

Но если подумать, как обычно типичный зритель смотрит рядовой слэшер? Давайте честно, люди смотрят пятницу-13 что бы посмотреть, как Джейсон косит школоту разными способами, как и кошмар на улице Вязов и прочие повороты не туда. Вообще, с 70-х по 90-е годы жанр ужасов перешел по большей части в эксплуатационный. Увидев, что большинство любителей ужасов – подростки, жанр перешел от изображения действительности и проецировании страхов общества на экраны к бесконечным слэшерам, на которые ходили только ради мяса. И Михаэль Ханеке снял фильм про мясо, но уже не такой глуповатый и веселый, как зритель привык, а более серьезный. Маньяки знают, зачем вы включили этот фильм и чего вы от него хотите, и дают вам это – жестокость, насилие и издевательство над беспомощными людьми. Что, вы не этого хотели? Вам не приятно, когда убивают ребенка, но нравится, когда убивают подростка, покуривающего травку в машине? Извините, но это какие-то двойные стандарты.

Сцена с пультом – отличная иллюстрация фильма. Зритель уже хочет отмщения, и на секунду нам кажется, что добро таки если и не победило, то точно дало сдачи. Но ставки уже сделаны, пари заключено, антигерои просто играют с нами, как и играют с жертвами, давая ложную надежду на то, что наша ставка сыграет. А вот когда маньяки обнаруживают, что хронометраж фильма уже подходит к концу, они убивают и последнюю жертву, переходя к следующему дому.

Если резюмировать – то «Забавные игры» – это фильм о всех мясных фильмах ужасов. Только здесь местный Джейсон в курсе, что на него смотрят, и наслаждается этим, играя со зрителем и жертвами. Если вам не понравился этот фильм, то спросите себя, а чего вы хотели от этого фильма, вы же догадывались, о чем он будет. Или становится уже не так весело, когда с экрана смотрят на вас и знают, зачем вы здесь?