Найти тему

На какой горе преобразился Иисус Христос

Есть обширная публикация священника Константина Пархоменко на форуме портала "Азбука веры" о горе Фавор, которая считается местом Преображения по Священному Преданию. В Евангелии об этом ничего не сказано (см. Мф17:1-13, Мк9:2-13, Лк9:28-36). В толкованиях же больше обращается внимания на смысл события и на подсчет дней после возвещения Преображения. Однако, свт.Иннокентий(Борисов) упоминает и о горе Фавор. Профессор А.П. Лопухин более подробно рассматривает этот вопрос (там же), заключая: «Вопрос о горе до настоящего времени следует считать нерешенным».

Подробная публикация о Преображении есть в Яндекс-Дзен.

Приведу также мнение архимандрита, ученого монаха и путешественника 19 века Порфирия (Успенского), будущего начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1853), епископа Чигиринского (1865-1878) . Интересующее нас место изложено в труде Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки. Том I. Читаем запись от 1844 года, февраль 28, понедельник:

Отсюда мы поднялись на северный склон Иезраеля и в виду Аэрмона расположились вкусить хлеба и вина. Перед нами стоял Аэрмон: и он и мы смотрели друг на друга. Как хороша эта гора! Она внезапно и отдельно возникает из поля, как Фавор, и отдельно стоит, как палатка, в какой обыкновенно устрояется у нас военный храм. На самой маковке есть какое-то здание. Вершина её имеет вид конуса почти правильного. Гребень её казался очень остр. Одиннадцать склонов, казались, как 11-ть складок палатки, спущенных к земле. Вся гора покрыта зеленью, но дерев нет. На ней-то преобразился Господь наш Иисус Христос. Предание ошибочно назначило для сего гору Фавор, – на Фаворе не мог преобразиться Спаситель; ибо там тогда была крепость, которая впоследствии была подновлена и укреплена Иосифом Флавием во время войны Иудеи с римлянами. При том Аэрмон выше Фавора, и за него зацепляются облака, а за Фавор едва ли!

Высота горы Фавор - 588 м (562 м на картах РБО), горы Хермон - 2814 м. В сообщении Императорского Палестинского Православного общества подробно описывается предание о горе Фавор, при этом Преображение связывается с Галилеей, где и находится гора Фавор. Гора Фавор гораздо ближе к Галилейскому морю, чем гора Хермон.

В то же время позже еп. Порфирий (Успенский) пишет (запись от 7 марта):

Из Дебуры мы потянулись вдоль подошвы Фавора, где я заметил, что наплывы каменные сверху вниз простирались промежуточно, как толстые корни огромнейшего дерева. Всход или въезд на гору нимало не затруднителен. Он идет зигзагами по горной тропинке, проложенной с давних времен. В скалистых камнях, лежащих на дороге, высечены были искони ступени для пешеходов и лошадей. Чем выше поднимались мы, обращаясь лицом, то на запад, то на восток, то на север, тем гуще становились кустарники; инде нужно было наклоняться под их ветвями, инде – раздвигать их руками. Все мы взъехали на лошадях на самую вершину горы и остановились на самой средине, которую составляет ровная площадь, засеянная хлебом при восточном конце и покрытая травою далее. Проводники стали живо разбивать и водружать палатку, а мы стали молиться. По прочтении молитв: Царю небесный и пр. мы трижды огласили Фавор умилительным гимном «На горе преобразился еси, Христе Боже,показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы Светодавче, слава Тебе». Лучезарное солнце в это время ярко светило сквозь чистое голубое небо; умный взор мой всматривался в бездны вечности и зрел Христа в светоносном прославленном теле. Сладкое видение мое в безмолвии прекращено было вопросами спутников моих. Они просили меня рассказать им подробно о Преображении Господа и пояснить причины и цель оного. Все мы чинно уселись под палаткой.
«На Фаворе, начал я проповедовать им, на сей священной горе, где Господь наш Иисус Христос преславно преобразился пред учениками своими, мы не можем избрать другой более приличной беседы, как о дивном событии, здесь совершившемся. Внемлите тому, что дух евангельский будет говорить устами моими» и пр. и пр.
После проповеди я встал и пошел осматривать остатки стены крепостной, начиная от развалин греческого монастыря. Эта стена идет вокруг всей вершины Фавора, по самым окраинам её. Основания её, кладенные из больших толстых камней римской сечки, доказывают, что крепость была построена или перестроена римлянами. Эти основы стены инде выше, инде ниже; большая часть камней лежат безобразными кучами по обеим сторонам её. По местам заметны своды, фундаменты башен и жилищ, глубокие цистерны. Весьма трудно отдать подробный отчет или точное указание: что именно где было. Да я и не мастер разбирать крепостные здания. Как очевидец, я должен сказать только, что я видел двои ворота сарацинской архитектуры, построенные в виде островерхого свода на природных скалах. Одни из этих ворот доселе сохранили название: Баб-ел-Хава, т. е. ворота ветра. Один молодой бедуин, сопровождавший меня, так точно называл мне эти ворота. Отправясь от этих ворот по юго-восточной окраине горы, я заметил глубокий ров, тянущийся вдоль всей этой стороны. Думаю, что тут была и каменоломня; и этот ров образовался по вытесании камней. Отдохнув несколько минут под острозавершенным сводом вторых ворот, не сохранивших своего названия, я спустился в ров, заросший травою, и по нему достиг каменной гряды, служившей вместо натурального моста, ведущего ныне к развалинам франкского монастыря, почти на самом конце юго-востоко-восточной стороны горы. Направо за этой каменной грядой, между кустарниками, заметно, что скала высечена прямо отвесно; видно, и отсюда брали камни для построек. В этом месте, под франкским монастырем, есть пещера, в которую заходят русские поклонники, полагая, что в ней жил Мельхиседек и приносил жертву Всевышнему, и что он из неё вышел навстречу Аврааму, возвращавшемуся после победы над 5-ю царями. Но на этот раз я не знал, что тут есть пещера: о существовании её сказывал мне на другой день в Назарете один старый молдавский иеромонах, который часто ходит туда из Назарета с своим послушником и проводит в ней целые седмицы, завалив вход камнями и запасшись огнем и явствами. Сей же иеромонах говорил мне, что он слыхал от арабов, что в этой пещере делали монету, когда цари управляли Палестиной. Верю преданию сему. Удобно было чеканить монету в пещере и притом в крепости. Чрезвычайно жалею, что мне не удалось осмотреть этой пещеры. Пусть кто-либо другой взглянет на нее оком археолога и опишет ее. Цистерна с водою около франкского монастыря. Она имеет два отделения. Восточные окраины горы, на которых построены были монастыри греческий и латинский, возвышеннее прочих окраин её. Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился. Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении. Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небесе слышан был по всей горе. И так вся вершина горы священна. Ежели где, то здесь должно умолкнуть невежественное соперничество греков и латынян.
По обозрении крепостных развалин я отдохнул в палатке и за скромным обедом рассказал своим спутникам историю горы Фаворской от времени Деворы и Варака до султана Бибарса, который разорил все здания на Фаворе в 1263 году, так что доселе они остаются в развалинах.
В час пополудни я опять побрел по окраинам горы, желая насладиться восхитительными видами, представляющимися с вершины Фавора. Сперва я остановился на развалине греческого монастыря и вперил взор свой в отдаленный Аэрмон. Он вершиною своею впивался в небо и, казалось, подпирал его своей белоснежной главой, и пр. и пр.

Привожу обширную цитату для того, чтобы читатель смог сравнить уникальное описание горы Фавор почти 200-летней давности с современным состоянием. Интересно отметить, что с Фавора видна гора Хермон (Ермон, Аермон).

На самом деле, как отмечают православные авторы, не имеет никакого значения, где именно произошло Преображение, поскольку в этом событии важен его духовный смысл, а не место. Полезно ещё заметить, что Преображение происходило в феврале, за 40 дней до распятия, но праздник отмечается в августе.

Оценивайте публикацию, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал.