Введение
Ленивая игра (Idle Game) — жанр видеоигр, где игроку требуется всего лишь кликать и наблюдать за процессом, пока будет расти его состояние. Затем уже на полученные монеты покупать улучшения и всякие бонусы, дабы увеличить доход за клик или вовсе сделать приток денег автоматизированным и пассивным. После какого-то проведённого времени в игре, игрок получает возможность начать всё с начала, но уже с постоянным бонусом на какую-то составлюoe и так до скончания времён.
Вообще кликеров выделяют 3 вида:
Кликер — тут, собственно, надо кликать и приобретать апгрейды вида «за один клик начисляется сразу много». Далеко не все айдлы таковы, но это самый классический вариант.
Инкрементал, чья суть заключается в экспоненциальном росте ништяков — например, надо строить огромные автоматические заводы, приносящие доход.
ZPG aka Zero Player Game — там вообще ничего не надо делать, за тебя будет играть ИИ. Вообще, к ZPG принято относить много чего ещё, но мы здесь говорим именно про айдлы.
Как же они появились?
Cow Clicker
Первый поистине удачный проект появился в 2010 году. Назывался он Cow Clicker и это был социальный эксперимент. Эта игры была направлена на высмеивания такого жанра игр где все было завязано не на геймплее и графике, а на монетезации и времени. Вам предлагалось кликать на корову раз в 6 часов, чтобы накопить очки, а затем потратить их на увеличение их стада. К неожиданному удивлению разработчика игра приобрела популярность и стала приносить автору неплохой доход. Иан Богост, автор этой игры, сначала просто рассмеялся и решил выпустить пару обновлений в виде ещё большего ухудшения игрового процесса (коровы исчезли с полей и оставался просто пустой экран), но когда игра продолжила приносить доход вплоть до 2012 года, разработчик решил прекратить проект.
Candy Box
Игра вращается вокруг конфет, которые игрок начинает получать с самого начала с определённой частотой; тем не менее, эта величина может быть увеличена в процессе игры. Изначально игровой процесс кажется примитивным, но чем больше игрок совершает действий, тем больше ему становится доступно возможностей. Например, конфеты могут быть съедены, а могут быть потрачены на покупку экипировки, оружия, магических зелий или свитков. Игроки могут отправиться на поиски приключений, убивать монстров и зарабатывать новые конфеты. За выполнение квестов игрок получает специальные предметы, которые добавляются в его инвентарь. Разработчик: aniwey
Начало эпохи
Но поистине началом эпохи кликеров можно считать 2013 год. Вышла Cookie Clicker. По своей механике она была очень похожа на своих предшественников, но именно тогда аудитория была заинтересована в таком жанре игр.
Француз Жульен Тьенно (или Ортейл) создал игру Cookie Clicker, в которой ты печёшь печеньки, нажимая на большую печеньку, копишь их, затем покупаешь улучшения, новые строения (от курсора, бабули, фермы, шахты до портала, машины времени), чтобы можно было печь ещё больше печенек, затем покупать на них улучшения, и по новой.
Типичный жанр кликеров в наше время, но тогда это вызвало необычайный интерес и игра быстро завоевало свою аудиторию. Примечателен был тот факт, что игра была фактически бесконечна и с каждым новым уровнем игроки получали всё новые и новые бонусы.
Почему эти игры затягивают?
Причина до жути банальна - человеку хорошо когда он достигает чего-либо. То есть если человек открыл что-то в игре, он получил удовольствие, достиг ещё чего-то, ещё раз получил удовольствие и так до бесконечности. А причина по которой мы получаем удовольствие лежит в нашем мозгу, как и у других животных. Проще говоря кликер нам дает простую цель, после достижения которой мы получаем кайф. Таким образом, люди гонятся за лёгким способом получить удовольствие и подсаживаются, как на наркотики. Не как что-то плохое, просто факт.
Разработчики пользуются этим по-разному — одни копят репутацию для более серьёзных проектов, другие сами пишут такие игры ради удовольствия, третьи выкачивают из игроков реальные деньги.