Мы купили дом в 2019 году. Иркутская область – местность, приравненная к районам Крайнего севера. Небольшой поселок лесников, в котором едва набирается 10 000 населения. По местным меркам – это почти столица.
Сумма на покупку была ограничена, поэтому кирпичные коттеджи и добротные дома с удобствами отпадали сразу. На 500 000 мы таких предложений не нашли, за благоустройства хотели от миллиона и больше, а у нас таких денег не было.
На эти скромные деньги нам предлагали комнату в общежитии или дома практически под снос – с просевшими коньками крыши, гнилыми бревнами стен. То есть надо было брать и сразу сносить, потому что ремонт обошелся бы дороже. Искали 2 месяца, а потом случайно наткнулись на надпись на воротах одного домика – «Продам». Визуально он выглядел неплохо, хотя стариной от него веяло за версту. Типичный деревенский добротный дом с деревянными окнами, резными ставнями и наличниками.
Созвонились с хозяевами, посмотрели и поняли, что хотим жить именно здесь. Вот наш дом – это прямо почувствовалось при осмотре. Веяло в нем добротностью, уютом и стабильностью. Быстренько оформили покупку и заехали.
Сразу скажу, что ремонта в этом старом доме предостаточно. Нужно менять старую крышу, благоустраивать, подливать фундамент – дом стоит по старинке, на деревянных «табуретках».
Старые деревянные рамы менять на пластик, но хочется сделать это так, чтобы не нарушить очарование старины. Думаю, может быть заказать новые деревянные окна? Но только с форточками или распашные, чтобы можно было проветривать. Сейчас в доме везде стоят сплошные рамы, форточки не предусмотрены.
Не обошлось и без смешных моментов, шишек в доме мы набили изрядно. В прямом смысле этого слова. Высота дверных проемов во всех хозяйственных постройках – 1,5 метра. Мне с моим ростом 1,70 и мужу с его 1,80 приходится несладко. С непривычки все макушки отбили. Сейчас конечно уже осторожничаем, кланяемся, когда заходим.
Вообще низкие дверные проемы – это характерный признак северных домов. Так строили, чтобы тепло не уходило. Наш дом был перевезен из старой чалдонской деревни Погадаево, ее затопили при строительстве Братской ГЭС. Целый пласт истории ушел под воду, всего 61 поселок оказался на дне. В нашем районе затопили 39 деревень, в том числе и ту, из который перевезли наш дом.
Перевезли все – не только сруб. Само подворье полностью выстроили так, как оно стояло когда-то на старом месте. Двор, закрытый со всех сторон, баня, клети для хранения продуктов, рыбацкой и охотничьей снасти. Все как было когда-то, как деды строили. Качество строительства – на века, не преувеличиваю. В прошлом году, когда мы выводили септик, поднимали полы. Толщина половой доски – 15 сантиметров. Толстые, сухие плахи, на которых нет ни следа гниения. Бревна на стенах все как на подбор – толстые, сухие, гнили нет даже на нижних венцах.
Конечно, участок оказался немного заброшен, видимо у стариков уже не было сил на уход.
Перед домом росла старая ель, и поздней осенью, в ноябре она упала. Хорошо, что упала не на крышу, шквальным ветром повалило вдоль дороги. Старый заборчик упал вместе с ней. Мы немножко подтянули его на зиму, а этой весной поставили новый, но пока еще не покрасили.
Сейчас строим теплую теплицу, подвели холодную воду в дом из скважины, вывели септик. Завели хозяйство – кур, цесарок, индоуток, поросят. Жизнь движется и иногда мне кажется, что старый дом вместе с нами приобретает вторую молодость.