А ведь амазонки вполне могли жить поблизости от того места, где потом появилась Мулан! Да, та самая Мулан из мультфильма, но дело в том, что она была реальным человеком. Впрочем, и амазонки давно вышли из легендарного обрамления – они тоже были вполне реальными женщинами.
Границы отодвигаются
Одним из первых об амазонках упомянул древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде». О них писали также Геродот, Гиппократ и Плиний Старший. По крайней мере, так осталось для истории. Может, и другие что писали раньше, но мы этого уже не узнаем. Потом об амазонках писали и другие авторы. Принцип один – да, есть женщины, которые ходят в военные походы под предводительством своей царицы.
Даже летописец Нестор не обошел эту тему: «…Амазоняни же мужа не имуть, акы скотъ бесловесный, но единою лѣтом к вешнимъ днемъ озѣмьствени будуть и съчитаются съ окрѣстныхъ мужи, яко нѣкоторое имъ торжество и велико празднество время тѣ мнять. От нихъ заченшим въ чревѣ, и пакы разбѣгнутся отсюду вси. Въ время же хотящимъ родити, аще родится отроча — погубять и́, аще ли дѣвическъ полъ, то прилѣжьно и въспитают».
По более архаичным легендам – мужчин убивают. Но не всех, с некоторыми вступают в связь, чтобы родить детей. Мальчиков опять-таки убивают, вот и получается женское царство. По другим легендам, явно более близким к истине, женщины должны доказать, что они чего-то стоят, пройти обряд инициации на поле брани, чтобы получить право выйти замуж.
Но, что самое интересное – место обитания амазонок постепенно «отодвигалось». Для Геродота они были где-то рядом, уже Плутарх сообщал, что амазонки жили на Кавказском хребте вдоль Каспийского побережья от устья Куры до реки Самур, а в некоторые эпохи - до Дербента. Также он уточнял, что они не являются непосредственными соседями албанов, гелов и легов.
Профессор И. Е. Суриков предлагал тезис об «удаляющихся амазонках» — возможно, они «обитали» всё дальше и дальше от центра эллинского мира по мере расширения Ойкумены. То есть, они живут «где-то там», далеко. Но живут.
Якобы Александр Македонский встречался с царицей амазонок. Но тут тоже идет «отдаление», по одним мифам, это было на Кавказе, по другим – у берегов Каспия, по третьим – вообще на территории Персии. А вообще Македонский дошел до Индии, а там уже рукой подать до Китая.
Мулан
Китайская легенда о Мулан впервые появляется в нескольких древних текстах, став в итоге народной песней «Баллада о Хуа Мулан». Легенда говорит об истории молодой женщины в эпоху Северного Вэй, то есть в 386−536 гг. н.э.
Долгое время только предполагали, что легенда о Мулан была основана на реальных женщинах-воительницах народа Сянбэй, древних кочевников из современной Монголии и северо-восточного Китая. Теперь антропологи считают, что нашли вещественные доказательства этого.
Кристин Ли — антрополог в Калифорнийском государственном университете в Лос-Анджелесе, специализируется в регионе Восточной Азии. Она повторно проверила скелеты из 29 древних монгольских захоронений на наличие признаков артрита, травм и некоторых скелетно-мышечных маркеров. Три из этих скелетов принадлежали женщинам народа сяньби, две из них, вероятно, были воинами. Такой вывод сделали из-за характера следов, оставленных на костях, где когда-то прикреплялись мышцы. Структура следов на скелетах обеих женщин говорит о том, что они обычно работали с мышцами, которые использовались при езде верхом. Были указания и на то, что они занимались стрельбой из лука.
Это что? Не одна, а несколько Мулан? Или вообще для женщин того времени было естественным воевать? Может быть, это как раз и были «амазонки», только жившие в Монголии?
А кто такие сяньби?
Как пишет В. С. Таскин, в конце II в. на территории современной Монголии насчитывалось более 50 отдельных сяньбийских кочевий. К этим кочевьям относились ухуань, сяньби, цифу, туфа, шивэй, кумоси, кидань, туюйхунь, жуаньжуань, мужун, тоба.
Вот сейчас никаких (абсолютно никаких!) выводов не делаем, просто обращаем внимание на созвучие названий племен.
Первые сведения о тоба появились в китайских летописях. Название тоба означало косоплёты: из-за их обычая сплетать волосы в косу. В племенном союзе тоба было 99 родов и 36 владений. Тоба жили на севере Монголии и в пределах современной России. Сведения о их ранней истории отрывочны. По мнению Г. Е. Грумм-Гржимайло, тоба откочевали в Забайкалье с юга в I веке до н.э. В начале III в. основная масса сяньбийских племен, включая Тоба, откочевали из Забайкалья.
Тоба были кочевниками-скотоводами и жили севернее других сяньбийских племен.
В течение трех веков они обитали по р. Онону и затем часть продвигалась на юг, перешла Гоби и покорила ряд областей раздробленного и враждующего Китая, где основали известную династию Северную Вэй. А тоба, создавшие династию Северную Вэй, считаются родственными племени туфа.
Название племени «тоба»… север Монголии… Никаких выводов мы опять-таки делать не будем. Хотя, как кажется, Мулан подозрительно близко была к Туве.
Тем, кому близка диснеевская Мулан, тоже не будем перечить. В конце концов есть и диснеевская Русалочка – о ее истории и месте обитания не будем спорить. Мультики хорошие.
Много лет назад…
Теперь вернемся в Туву, только на много лет назад. Не в такую древность, конечно, когда жила Мулан, - всего на тридцать лет назад вернемся. Археологи из Санкт-Петербурга ездят сюда много лет. Говорят, что здесь – рай для археологов.
Действительно уникальных находок здесь делают немало, но мы как-то больше обращаем внимание на золото, особенно когда им буквально усыпают останки скифских царей. А захоронения простых воинов… Что в них может быть интересного?
Интересны как раз сами воины.
В 1988 году в местечке Сарыг-Булун археологическая экспедиция под руководством Марины Килуновской и Владимира Семенова из Санкт-Петербургского института истории материальной культуры обнаружила частично мумифицированное тело скифского воина.
Обычный воин, можно было с уверенностью сказать, что это – подросток. При нем немного оружия: топором-чекан, лук из березы и колчан с десятью стрелами. Сохранилась лоскутная шуба из меха тушканчиков и кожаная шапочка. Нательная рубаха и брюки истлели.
На коже в области живота - грубый шов, вероятно была попытка искусственного мумифицирования, но никаких следов трепанации, которая была обычной среди таких захоронений, обнаружено не было.
Девочка!
Новые возможности изучения останков показали, что да, это был подросток. Но не мальчик, а девочка, приблизительно тринадцати лет.
У юной Амазонки был выбор стрел: две деревянные, одна с костяным наконечником, а наконечники остальных были бронзовыми. Но не было ни бусин, ни ожерелий, ни иголок или чего-то в этом роде, что обычно находят в женских захоронениях.
Выявительный палеогенетический анализ был проведен в Московском физико-техническом институте в Лаборатории исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики д-ром Харисом Мустафиным, д-ром Ириной Алборовой и аспиранткой Алиной Мацвай.
Захоронение относится к периоду 7 — начала 6 веков до нашей эры, девушка умерла около 2600 лет назад.
Греческий врач Гиппократ, живший приблизительно с 460 по 370 год до н. э., писал о скифах: «Их женщины, пока они девственницы, ездят верхом, стреляют, бросают копье в седле и сражаются со своими врагами. Они не расстаются со своей девственностью, пока не убьют трех своих врагов, и не вступают в брак, не совершив традиционных священных обрядов. Женщина, которая берет себе мужа, больше не ездит верхом, если только ее не вынуждает к этому общая экспедиция».
А как же грудь?
Вот, как кажется, Гиппократ был совершенно прав, и его рассказ больше похож на истину. И легенды о том, что амазонки отрезали себе грудь, чтобы лучше целиться, тоже подтверждают существование женщин-воительниц, хотя они себе грудь не отрезали!
Греки притягивали тетиву к груди, их женщинам грудь бы мешала, вот и придумали, что амазонки ее отрезают. А ведь сейчас грудь не мешает лучницам? Почему? Потому что современная техника стрельбы из лука — когда тетива натягивается к уху, пришла от кочевников Евразии с их мощными сложносоставными луками. Хотя это произошло уже в византийские времена. Древние греки до такого не додумались, хотя знали о женщинах-воинах.
То есть, амазонки (как бы их ни называть) явно были из среды кочевников Евразии. И они собирались после ратных подвигов выходить замуж, растить детей. Как бы они добровольно согласились лишиться груди?
Мы ничего не знаем о жизни девушки, захоронение которой нашли в Сарыг-Булуне. Может, ее пытались мумифицировать, а может, это была такая рана. В любом случае девушка, почти девочка, погибла. Но изучение ее захоронения дало новый поворот в изучении истории, мы теперь больше знаем о том, как жили на земле Тувы люди две с половиной тысячи лет назад
И. Качан
Фото: В. Семенова; А. Макеевой, В. Бусовой