Найти тему
Парфюм-шантан

Парфюм для офиса: без вкуса, без запаха, без смысла

Фото Kelly Sikkema
Фото Kelly Sikkema

Легенда об идеальном офисном парфюме гласит, что это такое эфемерное создание, которое никого не обижает, пахнет легко и почти на грани восприятия, настраивает обладателя и всех вокруг на деловой лад и завершает образ трудящегося человека.

На деле характеристика "подходит для офиса" присваивается всему и вся. Бесконечные вариации предлагаемых ароматов, по моим наблюдениям, подразделяются на типы:

  • будничные свежие, цитрусовые, мыльно-мускусные, типа Light Blue, L'eau d' Issey, See Chloe и так далее;
  • футуристичные амброксановые изобретения вроде Молекул, Not a Perfume, Costume National;
  • народные любимцы вроде Шансов, Коко Мадемуазель, Мисс Диор и их вариаций и имитаций;
  • и наконец просто все, что нужно распродать взбредет в голову блогеру или копирайтеру на парфюмерном сайте — от буйной ванили до абрикосового варенья.

Однако, годами читая отзывы и статьи, я стала замечать, что носить на работу рекомендуют все чаще помимо вышеописанных еще какие-то стирально-порошковые ароматы или просто слабые и недокрученные поделки. И такие рекомендации стали для меня уже чем-то вроде черной метки, знаком, что, возможно, это невнятная, нестойкая водица, у которой вообще нет других достоинств, кроме безобидности. Офисный чин повадились присваивать почему-то любым невзрачным духам, которые по-настоящему не нравятся никому, а просто чем-то немножко пахнут. Такое самоутешение — запаха нет, стойкость никакая, не отличишь от сотни других, ну зато хоть коллеги не будут придираться.

Я вижу несколько причин возникновения самого понятия офисный парфюм и многочисленных спекуляций на эту тему:

1. Корпоративная политика, дресс-код, который призван оберегать единообразие и препятствовать расслаблению работников.

В некоторых организациях, особенно крупных и мрачных, использование, а вернее, неиспользование парфюмерных изделий сотрудниками оговаривается отдельно и тут уже ничего не попишешь, остается отрываться в выходные. Но если компания не регулирует парфюмерные пристрастия, а лишь рекомендует сдерживать порывы, то офисный аромат определяется уже представлениями самих работников, сопением местных аллергиков и уместностью.

Понятно, что представление об уместности у всех свое, и во избежание скандалов и падения в обмороки от удушливого шлейфа зародилась эта умозрительная категория особо толерантного парфюма, всем угодного, никому не обидного.

2. Несдержанность отдельных фанатов, не только самозабвенно носящих какого-нибудь тошнотворно-сладкого лидера продаж на работу, но и постоянно обновляющих его на глазах у изумленной публики. Насмотревшись на них, щепетильные сотрудники перестраховываются и выбирают что-нибудь категорически противоположное, невольно внося свой вклад в унылую легенду об офисном парфюме.

3. Конторские ехидны, которые отравляют жизнь коллегам и оскорбляются малейшим запахом не то что парфюма, а даже и обломка печенья, похищенного голодным сотрудником из переговорной. Обычно эти личности — те же самые, что годами ведут позиционную войну за обладание пультом от кондиционера и отважно борются со сквозняками и духотой, теплом и холодом, разговорами на рабочем месте и безнравственной музыкой в чужих наушниках.

И вот из таких благородных побуждений родилась офисная ипостась так называемых политкорректных ароматов. Это не только антипод индивидуальности, а вообще искажение самой идеи парфюма, который должен что-то там подчеркивать, кого-то там выделять и с чем-то ассоциироваться. Теперь и специально производят всякое такое, Elevator Music или там Fresh Cotton, и уже с ностальгией вспоминаются времена, когда каждая бухгалтерия обдавала входящего Мадемуазелью.

Для меня пресловутый "офисный" парфюм — это совсем не то же самое, что и деловой, подходящий для рабочей обстановки. И я с особым сомнением смотрю на тенденцию выдавать в народ список каких-то сомнительных свежаков и ожидать, что они всем подойдут и всем понравятся, что будут уместны в любом офисе только потому что кому-то так вздумалось. Здесь та же самая ложная универсальность, что и со свадебными духами, которые предлагают выбирать просто по признаку повышенной цветочности, а не по своему вкусу, и с летними ароматами, которые обязаны глушить морской водой и кокосами. По мне так лучше капля пусть самого неприличного арабского парфюма, который слышно только вблизи, чем три литра якобы бестелесного фонового аромата, шибающего в нос прачечной или больницей.

-2

Особенно же меня радуют так называемые scent-free офисы, где сотрудникам-то нельзя, зато ковры источают тяжелый дух чистящих средств, в туалете людей окатывает едким ароматизатором, а коллеги задорно поедают свои индийские разносолы.

Как в свое время "просто духи" стали медленно, но верно дробиться на категории — по сезонам, по возрастам, по цветотипу, так же искусственно образовались и ароматы, маркированные для офисов, свиданий или знакомства с будущей свекровью. Я считаю, что, конечно, интересоваться этим всем полезно, но слепо следовать выдуманным спискам что носить — не стоит, как и верить тем, кто объявляет, что ароматы следует отдельно подбирать под каждый чих, высоту каблуков или растрепанность прически, и вот сейчас-то эти незнакомые люди вам все это подберут.

По-моему, единственный критерий выбора в чем ходить на работу — это возможность никому не мешать и самим не отвлекаться. А это в основном означает выбрать аромат для своего настроения и умеренно его нанести, так, чтобы слышно было только себе. А если коллеги не против — то и не только себе. Я например, с удовольствием вспоминаю благословенные времена, когда у меня в кабинете с одной стороны раздавалась Вивара, с другой — Дюна, а настроение босса можно было определить по тому, в Фаренгейте он сегодня или в Антеусе.

Еще на тему парфюмерных клише см. Миф о летнем парфюме