Найти в Дзене
Вокруг Каменска

Тайны подземной речки. Красногорский лог, Горячий ручей и «золотая лихорадка»

Всегда интересно читать про старинные города. О том, как неутомимые искатели пробираются в подземелья, находят клады, путешествуют вдоль рек, упрятанных с поверхности в подземные лабиринты.

По сравнению с городами Древней Руси Каменск-Уральский – совсем юный. Но среди городов Урала он – один из старейших. Есть у нас и тайны, есть и подземелья. Есть и подземная речка. Единственная в городе! Знаете, где она находится?

Красногорский лог, 1933 год. Музей УАЗа.
Красногорский лог, 1933 год. Музей УАЗа.

Красногорский район возник не на пустом месте, а вобрал в себя несколько населенных пунктов. Между селом Волковским и деревней Красная Горка было всего полторы версты, но их разделяли две серьезные преграды. Рядом с селом – скалистый и глубокий Волковский лог, по которому бежал ручей, называемый на старых картах Ключик. Ближе к деревне – глубокий и скалистый Красногорский лог, по дну которого текла речка, имя которой старые карты не сохранили. Для крестьянских повозок через овраги были переброшены мостики. А когда в 1916 году строили железную дорогу Синарская – Багаряк, то лога обошли стороной.

В 1933 году здесь решили построить Уральский алюминиевый комбинат. Авторы проекта разместили его с двух сторон Красногорского лога. На заболоченном правом берегу – заводскую площадку, на высоком и сухом левом берегу – жилой поселок.

Генплан Уральского Алюминиевого комбината и поселка на 20 000 жителей. «Монтажпрпоекталюминий», Ленинград, 1934 год. Музей УАЗа. Красногорский лог – посредине.
Генплан Уральского Алюминиевого комбината и поселка на 20 000 жителей. «Монтажпрпоекталюминий», Ленинград, 1934 год. Музей УАЗа. Красногорский лог – посредине.

Сразу возник вопрос: а как перебираться с берега на берег? Инженеры предложили построить железобетонный мост. Первый вариант – с одной аркой длиной 25 метров.

Мост, вариант 1. Музей УАЗа.
Мост, вариант 1. Музей УАЗа.

Второй – с тремя арками по 12 метров.

Мост, вариант 2. Музей УАЗа.
Мост, вариант 2. Музей УАЗа.

С красивым мостом заводская площадь имела бы совсем другой вид.

Такой могла быть заводская площадь. Внизу справа – мост через Красногорский лог. «Монтажпроекталюминий», Ленинград, 1934 год. Музей УАЗа.
Такой могла быть заводская площадь. Внизу справа – мост через Красногорский лог. «Монтажпроекталюминий», Ленинград, 1934 год. Музей УАЗа.

Как обычно, победил третий вариант, самый дешевый: через овраг сделали земляную насыпь, а речку пустили по трубе.

«Мост», вариант 3. Музей УАЗа.
«Мост», вариант 3. Музей УАЗа.

По насыпи прошла дорога, соединившая завод с центральной площадью жилого соцгорода. Улицу сначала назвали Главной, а 25 августа 1935 года переименовали в Алюминиевую. Вскоре ее замостили брусчаткой, а во время войны – заасфальтировали.

В 500 метрах западнее улицы разместился заводской железнодорожный разъезд Уралалюминий, или 10-й километр. Было это за базой Продснаба, а не там, где сейчас останавливается электричка. В верховьях овраг был не так глубок, но для станционных путей через него пришлось перебросить 9 мостов длиной от 2 до 4 метров.

Дома А-18. Музей УАЗа.
Дома А-18. Музей УАЗа.

В 1934 году начали строить первые жилые дома А-18. Снаружи они выглядели солидно: три этажа, большие окна. А внутри из удобств были только печи. За всем остальным надо было выходить на улицу. Жители быстро оценили всю прелесть речки, текущей по Красногорскому оврагу: в ней и помыться можно было, и белье постирать.

Женщины носят воду из колодца возле домов А-18. Рисунок Эриха Борхерта.
Женщины носят воду из колодца возле домов А-18. Рисунок Эриха Борхерта.

Когда начал работать завод, в овраг принялись сбрасывать промышленные стоки. Вода в ручье стала теплой, купаться и стирать стало еще приятнее. О том, что это вредно для здоровья, тогда как-то не задумывались. Вскоре у водного потока появилось собственное имя – Горячий ручей, или коротко – Горячка.

Красногорский лог был интересен не только окрестным жителям. Летом 1935 года тут случилась «золотая лихорадка». В поисках драгоценного металла местные и пришлые старатели так перерыли будущую заводскую площадку, что начальник стройки Альпов дал охране три дня сроку, чтобы всех разогнать. Хорошо, что художник Аркадий Очев успел их запечатлеть для истории. Впрочем, охотники за золотом никуда не ушли, а стали работать скрытно.

Рисунок Аркадия Очева «Строительство УАЗа. Старатели добывают золото в Красногорском логу (Горячка) 1935 г.».
Рисунок Аркадия Очева «Строительство УАЗа. Старатели добывают золото в Красногорском логу (Горячка) 1935 г.».

В конце войны через Горячку начали делать еще одну насыпь. Она стала продолжением улицы Исетской, которая до 1945 года называлась Клубной. Раньше здесь проезда не было. В начале Исетской до сих пор можно увидеть высокие бетонные бордюры, которые отделяли дорогу от обрыва.

Высокий бордюр в начале улицы Исетской. Фото автора, 2020 год.
Высокий бордюр в начале улицы Исетской. Фото автора, 2020 год.

Окончательный приговор Красногорскому логу был вынесен в 1956 году ленинградским институтом «Гипроалюминий». При разработке проекта детальной планировки Красногорского района решили: овраг Горячий ключ, пересекающий Алюминиевую, подлежит засыпке.

Из проекта детальной планировки Красногорского района, том 1, страница 44. «Гипроалюминий», Ленинград, 1956 год.
Из проекта детальной планировки Красногорского района, том 1, страница 44. «Гипроалюминий», Ленинград, 1956 год.

Лог исчезал постепенно в течение двух десятилетий. Его засыпали промышленным мусором, сверху появлялись производственные базы, транспортные предприятия, индивидуальные гаражи. Река Горячка исчезла с карт города, перестала считаться водным объектом и даже потеряла имя. Горячкой сейчас называют речку, текущую по соседнему Волковскому логу. Вода в ней тоже теплая из-за заводских стоков.

Улица Алюминиевая пересекает Красногорский лог, 1959 год. Сейчас на этом месте стоит «умная» остановка «Улица Заводская».
Улица Алюминиевая пересекает Красногорский лог, 1959 год. Сейчас на этом месте стоит «умная» остановка «Улица Заводская».
Овраг крупнее.
Овраг крупнее.

Завтра будет продолжение: мы совершим виртуальное путешествие вдоль подземной реки.

Антон Лысков.

Опубликовано:
09.07.2020 в
газете «Новый компас»;
16.07.2020 в
«Живом журнале».

© Лысков А. П., 2020