Найти в Дзене
ПсихоБлогиня

Почему мы отказываемся от попыток изменить жизнь, если нет гарантий успеха?

Что же такое - выученная беспомощность?
Феномен выученной беспомощности открыл в 1967 г. американский психолог Мартин Селигман, когда в Пенсильванском университете пытался повторить классические опыты И.П.Павлова на собаках.

Что же такое - выученная беспомощность?

Феномен выученной беспомощности открыл в 1967 г. американский психолог Мартин Селигман, когда в Пенсильванском университете пытался повторить классические опыты И.П.Павлова на собаках. У животных вырабатывался условный рефлекс: когда раздавался громкий звук, то собак, сидящих в клетках, било током. После формирования психологической связи (звук-ток) учёный поместил животных в отрытые клетки и собаки, слышавшие сигнал, теперь могли убежать через невысокую перегородку. Но они этого не делали! Вместо этого животные ложились на пол клетки и скулили. Собаки отлично понимали, что сейчас их стукнет электричеством; они ждали удара и совершенно не хотели его (скулили и пугались), но ничего не делали, чтобы себе помочь. Собаки привыкли, что не могут ничего сделать, поэтому не пытались уйти от того, что казалось им неизбежным.

Экспериментаторы пытались принуждать собак, пугать и наказывать - всё равно не помогало. Сработало только когда экспериментаторы брали собак и двигали их лапами так, как будто бы они уходят из зоны тока, причём сделать это нужно было не менее двух раз. (Кстати, я, когда прочитала об этом, подумала о том, что психотерапия построена по тому же принципу. В гуманистическом подходе упор делается на приобретение нового опыта в ходе терапии, а не на осознание или понимание. Осознавать и понимать можно на всю катушку - в самом деле, интернет нынче у всех, все теперь начитанные, знаний более, чем достаточно. А вот с тем, чтобы реализовывать знания в реальных отношениях - часто огромные проблемы. Вот психотерапевт и сосредотачивается на том, чтобы дать клиенту новый реальный опыт других отношений, не таких, к которым тот привык, новое реальное переживание).

Выученная беспомощность формируется и у животных и у людей в ситуации, в которой они никак не могут повлиять на происходящее, не могут к нему приспособиться, не могут оттянуть или устранить тот вред, который наступит и не могут даже угадать, когда неприятность начнётся или закончится. Подсознательно они реализуют привычную установку:"я ни на что не влияю,  мои желания совершенно не важны, а мои попытки улучшить ситуацию не помогут или даже сделают хуже". У всех у нас есть такой опыт, все такое видели. Например, вот толпа входит в метро или большой магазин: в одни двери ломится целая очередь, а к другим никто не подходит. И тут один человек в толпе решает проверить, закрыта ли эта вторая дверь. О чудо - она открыта! Очередь начинает переть уже в обе двери вслед за смелым первопроходцем. Но никто из очереди в соседнюю дверь на практике проверять не собирался, люди даже не пробовали сделать то, что, как им казалось, бессмысленно. Они так думали. Им так казалось. Они были уверены, но никто на практике не проверял.

Проблема в том, что условный рефлекс у человека вырабатывается быстрее, чем у любых животных (ну вот такие мы умные, мы венец эволюции, у нас огромные лобные доли головного мозга). И ещё важно знать, что сформировавшаяся связь имеет тенденцию переноса: то есть, если человек привыкает, что от него ничего не зависит (например, в результате жестокого воспитания в детстве), то он этот принцип неосознанно переносит на другие сферы жизни. Например, родители, которые ограждали ребёнка от реальной жизни, не позволяли сделать ничего ("не трогай, ты не справишься, иди лучше уроки делай!"), а потом с удивлением замечают, что он и профессиональных высот никаких не достиг. Как так, мы же всё для тебя, ты только занимайся, ты только учись! А ты и этого не смог... А он не привык, у него нет собственного опыта, во-первых, выбора, чем заниматься и как (сказали "учись" - он учится), а во-вторых - не привык он справляться с трудностями, пусть даже пока что бытовыми. 

Выбор выученно-беспомощные делают обычно идиотский: они либо отказываются от риска вообще, либо  делают неоправданно высокие ставки. То есть - либо всю жизнь работать в затхлой конторе на зарплату библиотекаря, либо продать единственную квартиру и отдать все деньги на Форекс и бинарные опционы (ну ведь обещали же, что там можно получить гигантские деньги?). Это тоже от неумения идти на риск, от отсутствия реального опыта проигрышей и выигрышей. Небольшие выигрыши - это болезненно, но не смертельно. И именно на них человек учится и вырабатывает собственную стратегию ставок в игре. 

Именно на этом приниципе строятся все советы молодым родителям "дать ребёнку возможность делать самому - пусть помогает маме с папой по дому, хоть поначалу у него это плохо получается". Ребёнок, который пробует "я сам!", в эти моменты не домашней работе практикуется. Он не картошку учится чистить и не полы мыть - он осваивает навыки самостоятельности, навыки управления своей эмоционально-волевой сферой. А ловкость и умелость в чистке картошки ещё придут. При этом самим родителям непросто - они-то зачастую сами жертвы выученной беспомощности им мучительно смотреть, как криво кромсается картошка или на полу образуются мутные лужи. "Лучше я сама нормально помою, иди отсюда" - означает "я знаю как, я гарантированно сделаю хорошо, и тогда никто меня не осудит за грязный пол или испорченный обед". Мамочке нужны гарантии того, чтобы сразу всё было хорошо, а риски и издержки, которые принесут дивиденды не сразу, переживаются болезненно. Даже риск один раз плохо помытого пола - это для неё больно. И у неё нет навыка видеть в сегодняшней инвестиции завтрашние дивиденды (в том, что семилетка сегодня плохо помыл пол, она не видит того, что ребёнок помощником растёт и учится самостоятельности и навыкам самообслуживания).

Ребёнок, которого бьют по рукам в случае неидеального выполнения работы, учится не тому, как делать всё идеально - усвоенное послание звучит: "ты ничего не можешь сделать, ты ни на что не можешь повлиять". Ему внушается та самая выученная беспомощность.

Выученная беспомощность - она не от сильного стресса развивается, не от каких-то запредельных неприятностей. Она развивается от стресса неконтролируемости, от опыта, что ты ни на что не можешь повлиять. И этот опыт - что от тебя ничего не зависит - опаснее и влияет на жизнь больше, чем реальные, даже сильные стрессы, против которых можно что-то делать. Беспомощность наносит травму сильнее, чем самые неприятные события жизни, против которых человек мог бороться. 

-2

В наши дни родители гипертревожны. Многие верят (не проверяя, естественно), что ребёнка надобно оградить от травм, бед, проблем. Молодые мамочки мучительно переживают свои оплошности: боже мой, я была неидеальна, я травмировала своего малыша, да я теперь ему жизнь сломала! Но, вообще-то, взросление заключается в том, чтобы маленький человек рос и постепенно учился справляться со всё более сложными ситуациями (а воспитание ребёнка - это  и есть помощь ему повзрослеть). Вырастить ребёнка - не означает обложить его ватой и сохранить до взрослого возраста в абсолютной безопасности. Это означает научить его существовать во взрослой жизни, в которой, если хочешь чего-то добиться, нужно будет идти на риск, подвергать себя опасностям и иногда терпеть неудачи. В норме взросление - это постепенное освоение всё более и более сложных и рискованных ситуаций. Травмой является, когда человек вынужден действовать в ситуации настолько жёсткой, что он к ней не готов и не справляется. Например, если ребёнка 5 лет заставить выживать самостоятельно - это травма, он к такому ещё не готов. В 15 лет уже может быть готов (иногда с натяжкой), а в 5 или 7 - ещё нет, это рано. В норме родители должны постепенно усложнять задачи, которые ставятся перед взрослеющим ребёнком, и да, эти задачи будут приносить не только радость победы, но и боль проигрыша.

Это похоже на тренировку иммунной системы при помощи прививки: сперва в организм вводится ослабленный возбудитель заболевания, и к нему формируются антитела. Процесс формирования иммунитета может сопровождаться болезненным состоянием, температурой, неприятными симптомами - но в итоге организм выходит из него более сильным, чем до прививки, натренировывается бороться с заболеванием. И, кстати, нынешнее модное течение "антипрививочников" - оно как раз про это: родителям непривитых детей настолько страшными кажутся симптомы, сопровождающие формирование иммунитета, что они отказываются тренировать тела своих детей бороться с вирусом. В итоге перед возможностью получить вирус во всей его силе оказывается слабенький и неподготовленный организм. Сейчас это реальная проблема - уже начали заболевать и умирать от болезней непривитые дети, чьи родители когда-то отказались от риска и не хотели даже малейшего дискомфорта своему малышу. Теперь они своих детей хоронят.

То есть, страх перед любым риском, требование гарантий и выученная беспомощность - губит жизни в самом прямом смысле, не метафорически.