Месяц назад в коротком аналитическом резюме о падении доходов и высокой закредитованности населения Кузбасса («Должники – опора беспорядков») отмечалось, что люди заинтересованы в смерти кредитора – то есть, той государственной системы, которая загнала их в долги и лишает средств к существованию. Мы подчеркивали, что «не знаем пока, где начнутся активные массовые волнения, но с большой долей вероятности предполагаем, что многие должники из нашей области это начинание активно поддержат. У них не будет другого выхода».
Началось, как известно, в Хабаровске – столице региона весьма похожего на Кузбасс как по негативной демографической ситуации, когда смертность заметно превышает рождаемость, так и миграционной убыли – люди уезжают в другие регионы в поисках работы. И ещё один характерный показатель схожести – высокая закредитованность населения. Вот выдержки из хабаровской аналитической хроники:
«За последний год жители Хабаровского края стали все чаще лезть в долговую кабалу, оформляя ссуды наличными и кредитные карты. Так, только за последний год уровень закредитованности граждан региона подскочил на немыслимые 20 %, сделав субъект аутсайдером по этому печальному показателю на всем Дальнем Востоке».
И ещё: «На фоне массовых сокращений, банкротства крупных компаний, люди стараются сохранить привычный образ жизни. Очевидно, что долго сохранять путем набирания кредитов не получится. Хабаровский край сползает в нищету. Но краевые власти, похоже, не понимают, что со всем этим делать».
Кстати, как раз во время губернаторства Фургала ситуация с долгами не только физических лиц, но и самого региона ухудшилась. Однако на этот факт мало кто сейчас обращает внимание, а арестованный губернатор всего за несколько дней стал политической фигурой российского масштаба.
В памяти невольно всплывают события конца 1980-х, когда на политическом Олимпе СССР стала всходить звезда человека системы – мало кому тогда известного первого секретаря Свердловского обкома КПСС Бориса Ельцина. Он стал знаменем перемен, хотя не отличался ни ораторскими, ни организаторскими, ни какими-то иными качествами выдающегося политика. Необходимым ореолом лидера его наделил народ, а поддержка шахтеров Кузбасса придала этой фигуре особый шарм «человека из гущи народной и защищающий народ».
Поддерживают ли сейчас жители Кузбасса дальневосточников? Те, кто следит за прямыми включениями из Хабаровска, в ленте комментариев – помимо тысяч других – могут увидеть активную поддержку хабаровчан жителями разных кузбасских городов. Особенно горячо обсуждается нашими земляками один из посылов, где Хабаровский край сравнивают с колонией Москвы. Мол, из недр выкачиваются природные ресурсы в пользу неких московских бенефициаров. Кто возразит, что в Кузбассе ситуация иная?
Ежегодно из региона вывозятся миллионы тонн угля, а реальные доходы населения продолжают снижаться, долговая нагрузка перед банками увеличивается, безработица растет – особенно это касается молодых семей. Кстати, видеорепортажи из Хабаровска сейчас свидетельствуют как раз о том, что главной движущей силой протестов стала молодежь. Многие выходят на улицы не только с плакатами, но и с детьми.
Что делает власть? Похоже, что больше всего губернатора Кузбасса волнует как раз вывоз угля на экспорт в сторону дальневосточных портов, а вовсе не рост цен на продукты и увеличение тарифов ЖКХ. На сайте областной администрации идет поток третьестепенной информации о чём угодно, только не о мерах повышения уровня жизни населения и решения ситуации с долговой нагрузкой населения.
Никто не может сейчас предсказать, чем закончатся протесты в Хабаровске. Вполне возможно, что люди просто устанут митинговать, им предложат какую-то другую фигуру в губернаторы, и она многих устроит. Однако проблема долгов и снижения уровня жизни никуда не денется, она лишь усугубится. Предсказать можно только одно: если ничего с долговой нагрузкой меняться не будет, то на горизонте обязательно появится очередной Ельцин-2, который пообещает людям долги перед банками обнулить, а доходы от экспорта природных ресурсов взять под контроль. Иными словами, «Взять всё и поделить!».
Александр Сусоев