Владислав ТОЛСТОВ 16.07.2020
Прочитано в 2020 году. Выпуск 415
Питер Эшер «Beatles от А до Z: необычное путешествие в наследие ливерпульской четверки»
- Изд-во «Бомбора», 2020 г.
Великолепная книга. У нас самые счастливые читатели – «битломаны»: для них каждый год переводят и издают очередную книгу о Поле, Джоне, Джордже и Ринго, и этот источник никак не иссякнет (и хорошо, что не иссякнет, говорю это как один из старых битломанов). Совсем недавно писал о фундаментальной биографии Пола Маккартни, написанной Филиппом Норманом и вышедшей в издательстве Corpus, а теперь свой роскошный подарок сделала «Бомбора». Но прежде надо объяснить, кто такой Питер Эшер. У Пола Маккартни была девушка, Джейн Эшер, они несколько лет жили вместе, считались парой и все ждали, что вот-вот поженятся. Пол дружил с братом невесты Питером, даже сочинял песни для его группы, но потом Пол и Джейн расстались, потом Пол женился на Линде и началась совсем другая история. А Питер Эшер спустя полвека написал книгу о творчестве Beatles, и это очень необычная книга. Дело даже не в том, что свои воспоминания Эшер выстроил по алфавиту. Он пишет о «битлах» как профессиональный музыкант, он обращает внимание на те песни из наследия «Битлз», которые незаслуженно оказались на обочине общественного внимания, хотя они заслуживают отдельного серьезного разговора. Он очень доброжелательно пишет о «битлах», поскольку они все же были его приятелями, но особенно интересно читать его профессиональные суждения о символике битловских песенных текстов, о причинах появления в их песнях разных инструментов и примочек, о неких мелочах и деталях, которые не заметил бы другой автор. Книга великолепная, конечно. Редкий пример сочетания воспоминаний и музыкальной аналитики. Читал – оторваться не мог.
Владимир Шаров: по ту сторону истории. Сборник статей и материалов
- Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.
Скончавшийся два года назад (в 2018-м году) Владимир Шаров, можно сказать, при жизни не получил причитающегося ему признания, славы, уважения. Для массовой публики его исторические и философские романы слишком сложны, сам Шаров старался держаться в стороне от так называемой «литературной жизни», не тусовался, не появлялся на экране в популярных шоу. При этом Шаров – удивительный писатель, удивительный прежде всего потому, что его романы («Воскрешение Лазаря», «Возвращение в Египет», «Старая девочка», «Репетиции», «Будьте как дети» - перечисляю только мои самые любимые) будут читать следующие поколения читателей, и открывать в них совершенно неповторимый космос шаровской прозы, мировоззрения, его сложной философской системы. «Он был гений, - пишет о Шарове один из авторов сборника. - Мы как-то стали стыдиться этого слова, откладывая его произнесение на какие-то неопределенные времена. Оттого слово «гений» часто прилепляется к какимто малоприятным людям в военной форме, вождям и политикам. А вот Шаров был натуральный гений — чем-то сродный Павлу Филонову в живописи и Андрею Платонову в литературе». Очень важный сборник, включивший в себя и воспоминания о писателе, и литературоведческие статьи, и критические исследования. В проекте приняли участие такие известные писатели как Михаил Шишкин, Владимир Березин, Наталья Громова, есть несколько статей, написанных американскими и европейскими исследователями творческого наследия писателя. Это отличная книга, составителем ее выступил Марк Липовецкий, за что ему отдельное спасибо.
Александр Ширвиндт «Опережая некролог»
- Изд-во «Азбука», 2020 г.
Третий том мемуаров Александра Ширвиндта – после «Проходных дворов» и «Склероза, рассеянного по жизни». Ширвиндту 85 лет, с ума сойти, скольких людей он узнал за время свой богатой творческой карьеры. Книга очень необычно построена: автор вспоминает, что на полках его домашней библиотеки несколько сотен книг с дарственными автографами, снимает очередную книгу, читает посвящение, смотрит на обложку – и вспоминает, какая история связана с именем дарителя. Получается и сборник актерских баек, и размышления о природе творчества, и просто воспоминания о людях, с которыми работал. Некоторые байки, конечно, шокируют, но Александр Ширвиндт – человек умный, жизнерадостный, и даже самые жуткие истории умеет представить так, что читаются они как анекдот: «Я снимался у Лёнечки Гайдая в фильме «Инкогнито из Петербурга» по мотивам пьесы «Ревизор». Это были годы полной голодухи. Гайдай сказал: «Я бутафорскую еду снимать не буду». На «Мосфильме» накрыли огромный стол для съемок сцены застолья у городничего. На столе возникли осетр, поросенок, нарезка – все настоящее. Но нельзя было сказать: «Мотор!» – и запустить голодную массовку, переодетую в чиновников, – она оставила бы пустыню. Тогда пришел реквизитор с маленькой леечкой – как для полива Анютиных глазок – и керосином залил всю эту красоту. Какой был запах! Лежит огромный осетр и воняет керосином. Мы все делали вид, что закусываем. Снимали пять дублей. Массовка тупо смотрела на поросятину, а откусить не могла. Вот что значит правдивое искусство».
Антон Долин «Миражи советского»
- Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2020 г.
Я далеко не всегда разделяю с Антоном Долиным его оценки и суждения, но считаю его лучшим кинокритиком современной России. Более того – человеком, который пишет о кино много, увлеченно, интересно, он настоящий трудяга и можно высказывать ему претензии по отдельным текстам, но не по существу. А по существу Долин – самый талантливый и активно работающий в нашей кинокритике автор. Я обожаю его книги о кино – «Оттенки русского», книгу про Джима Джармуша, а написанную им лет десять назад книгу интервью с режиссером Алексеем Германом вообще считаю одним из шедевров жанра кинокритики. Новую книгу Антон Долин придумал скомпоновать весьма необычно: он рассказывает о фильмах последних примерно 20 лет, в которых отражается советская действительность, но расставляет их в хронологическом порядке сообразно советской истории: то есть сначала идут фильмы про революцию, потом – про сталинское время, потом про войну и так далее. Во-первых, огромное количество фильмов, о которых я не читал и не слышал (и можно использовать книгу Долина как путеводитель). Во-вторых, он отлично разбирается в предмете, и по-настоящему любит кинематограф, а за это ему пять плюсов в карму – не так много у нас интересных критиков, которые еще и умудряются регулярно издавать такие отличные книги.
Питер Хинс «Неизвестные Queen. Моя жизнь с величайшей рок-группой ХХ века»
- Изд-во «Бомбора», 2020 г.
За последние пару лет это уже третья книга о группе Queen – и, пожалуй, самая необычная. Питер Хинс полтора десятилетия проработал техником сцены у группы, настраивал аппаратуру, менял микрофоны во время выступления, отвечал за перевозку всего багажа группы – и настолько сдружился с музыкантами, что написал мемуары о закулисной жизни самой активно гастролирующей рок-группы за всю историю (я вот не знал, что Queen были первой группой высшей лиги, добравшейся до Южной Америки). Воспоминания очень интересные: поверьте, узнать о разных маленьких секретах и розыгрышах, которые практиковали члены группы, интересно даже сейчас, спустя почти 30 лет после смерти Фредди Меркюри (которого Питер Хинс в книге по-свойски называет Фредом и постоянно троллит). Поразительно, как была организована гастрольная жизнь самой концертирующей рок-группы мира, какие «примочки» придумывались для концертов (например, специальный черный, не видный из зала шатер в глубине сцены, куда музыканты во время выступления могли забежать выпить холодненького, покурить по-быстрому и даже пописать). Пожалуй, это наиболее объективный взгляд, которому можно доверять: Питер Хинс не очень разбирается в музыке, не ставит себя на один уровень с Queen, но умеет подмечать их необычные привычки. И подробно, со смаком описывает всякие закулисные безобразия и истории из жизни рок-звезд. Прочел с огромным интересом.
Вадим Михайлин, Галина Беляева «Скрытый учебный план. Антропология советского школьного кинематографа начала 1930-х – середины 1960-х»
- Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.
Идея великолепная – представить антропологическое исследование советского школьного кинематографа. Исполнение не назвал бы блестящим. Во-первых, временные рамки исследования – «за кадром» остались как раз те фильмы, по которым нынешнее поколение и составляет для себя представление о советском школьном кино – от «Доживем до понедельника» до «Чучела». Кому сегодня интересны особенности и конфликты в школьных фильмах сталинского кинематографа, кто их видел? И второе – очень академический, сложный язык, каждую фразу надо дважды перечитать, чтобы понять, о чем речь. Давно пришло время для серьезного киноведческого и антропологического исследования феномена советского школьного кинематографа, и хорошо, что книга Вадима Михайлина и Галины Беляевой стала первой попыткой такого исследования. Не могу сказать, что удачной. Хотя с научной точки зрения, скорее всего, там все правильно изложено – просто мне как читателю такие книги не осилить.
Евгений Ямбург «Искусство просвещать: практическая культурология для педагогов и родителей»
- Изд-во «Бослен», 2020 г.
Редко встретишь такую книгу. У нас про воспитание детей выходят книги определенного сорта – либо переводные наставления о том, как воспитать успешного человека, либо всякие засахаренные истории о преодолении подростковых проблем, написанные скучающими домохозяйками. Книга практикующего педагога и одного из самых авторитетных мыслителей в сфере российского образования Евгения Ямбурга – совсем о другом. Она о том, что каждый педагог должен быть практикующим культурологом, давать ученику не только знания, но и прививать нравственные основы, используя богатейший арсенал современной культуры – книги, фильмы, сюжеты из повседневной жизни. Сам Ямбург щедро использует примеры из прочитанных книг, собственной педагогической практики, ситуации из жизни своих знакомых, коллег и услышанные где-то случаи. В итоге книга его получается не только интересным практикумом для педагогов (как отвлечь подростка от мыслей о самоубийстве? А как примирить его с подлостью взрослых – и надо ли с ней мириться? И многое другое), - но и отличным путеводителем по современной литературе, откуда, оказывается, можно почерпнуть немало удивительных и назидательных примеров. Хорошая книга, достойная.
Вам также придется по душе:
Дмитрий Чернышев «Вертикальный прогресс: как сделать так, чтобы дети полюбили школу»
- Изд-во «Альпина Паблишер», 2020 г.
Дмитрий Чернышев – один из самых известных блогеров, ведущий популярного Живого Журнала под сетевым ником mi3ch. И книга у него не первая – до этого я читал «Как люди думают» и «Как люди видят». Дмитрий Чернышев – эрудит, и каждый свой тезис он аргументирует... (продолжение рецензии - ПО ССЫЛКЕ).