Найти тему
ПсихоБлогиня

Как психотерапия помогает создать самим себе счастливое детство

Если у тебя в детстве не было велосипеда, а теперь ты вырос и купил себе «бентли», то у тебя всё равно в детстве не было велосипеда
Если у тебя в детстве не было велосипеда, а теперь ты вырос и купил себе «бентли», то у тебя всё равно в детстве не было велосипеда

Психотерапевтов принято ругать за то, с каким вниманием они относятся к детским психологическим травмам. Дескать, ахаха, нашлёпаешь ребёнка — а потом «психолухи» будут годами тянуть из тебя деньги, приговаривая, что после насилия в нежном возрасте нужно теперь долго врачевать душевные раны.

Про значение детских травм для последующей жизненной программы есть даже жестокая шутка: «Если у тебя в детстве не было велосипеда, а теперь ты вырос и купил себе «бентли», то у тебя всё равно в детстве не было велосипеда». Фактически, развитие психики представляется обывателю чем-то аналогичным развитию телесного организма: если человеку в детстве вырезали аппендикс, то новый не отрастёт. А если у человека в детстве не было велосипеда, то всю жизнь нести ему (или ей) на психике печать той самой детской обделённости.

Зато если с раннего детства ребёнка любить, развивать и растить в заботе и поддержке, то человек всю жизнь будет безмятежно счастлив и ничего плохого с ним не случится. Но мамочкам маленьких детей, да и самим выросшим детям волноваться не стоит — даже с тяжёлыми психологическими травмами дело обстоит не настолько фатально. Беда поправима, только надо понимать, как устроена психика и что можно сделать для решения проблемы (а можно довольно многое поправить).

Сейчас расскажу вам, как это работает — с точки зрения нейропсихологии и психотерапии.

Дело в том, что, согласно последним исследованиям, наш мозг чрезвычайно пластичен, то есть умеет перестраиваться для выполнения различных задач. Это значит, что и нервные клетки восстанавливаются (как выяснилось, новые нервные клетки создаются у человека в любом возрасте), и, если что-то случилось с мозгом, остальная его, то его здоровая часть берёт на себя функции пострадавшей зоны.

А с воспоминаниями — вообще всё очень занимательно.
Дело в том, что
мы, когда вспоминаем, обращаемся не к самому СОБЫТИЮ, а к нашему ПОСЛЕДНЕМУ ВОСПОМИНАНИЮ ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ. То есть, нельзя сказать, что вот нечто случилось, информация об этом записалась в определённую зону мозга (как на цифровой носитель), и теперь мы можем это в любой момент достать и посмотреть (как файл на видеорегистраторе).

Нет, когда мы «достаём и смотрим» из памяти воспоминание о каком-то событии, мы одновременно… чуть-чуть его переписываем. Корректируем «запись», подновляем и подправляем. То есть, при каждом обращении к воспоминанию, в мозгу на клеточном уровне происходят некоторые изменения — иногда большие, иногда не очень. Порой это приводит к очень интересным последствиям.

Воспоминания могут измениться под воздействием многих факторов
Воспоминания могут измениться под воздействием многих факторов

Например, психолог Элизабет Лофтус попыталась внушить человеку уверенность в том, что с ним произошло некоторое событие, никогда на деле не бывшее. Выяснилось, что если показать испытуемым видеозапись событий, а потом задавать наводящие вопросы («с какой скоростью мчался серый автомобиль, когда врезался в стоящую машину?», «вы видели тот момент, когда разбилась фара?»), люди «припоминают» события, которых видеть не могли. Машины на видео, на самом деле, даже не соприкоснулись, фара осталась цела, а после вопросов с наводящими терминами о скорости, «свидетелям» начинало казаться, что серая машина ехала гораздо быстрее, чем на самом деле — она «мчалась».

Целые исследовательские коллективы психологов вообще пытались создать у испытуемых целиком ложные воспоминания, и, надо сказать, преуспели в этом. Разные группы психологов убеждали людей, что с теми в детстве якобы происходили некоторые события:

  • Их увозили в больницу среди ночи
  • С ними произошёл несчастный случай на семейном торжестве
  • Они чуть не утонули и спасатели вытаскивали их из воды
  • Они подвергались нападению дикого животного.

Средний уровень ложных воспоминаний, о которых потом сам человек стал рассказывать, как о реальном событии, в разных исследованиях составил от 25% до 31%. Практически во всех этих исследованиях не применялся гипноз (исследователи отмечают, что наводящие вопросы действуют даже лучше гипноза. Впрочем, гипноз + наводящие вопросы создают особенно сильные ложные воспоминания).

Это ребёнок и его кот на зимней рыбалке. Они счастливы. Воспоминания об этом дне могут стать для них ресурсом и поддержкой на долгие годы.
Это ребёнок и его кот на зимней рыбалке. Они счастливы. Воспоминания об этом дне могут стать для них ресурсом и поддержкой на долгие годы.

Фактически, при каждом обращении к нему, воспоминание перезаписывается в мозг заново, иногда — подновляясь и подправляясь.

Понятно, почему предложение «не трогать болезненные воспоминания» настолько неправильно? Потому, что каждое обращение может изменить само воспоминание и даже сделать его не болезненным и стыдным, а даже (иногда) и предметом гордости и самоуважения.

На этом построены сотни психологических техник, например, рефрейминг — переосмысление и перестройка привычных шаблонов памяти и восприятия. Психолог показывает человеку, как его поведение, которое кажется ему дурным, может оказаться его сильной стороной («Я упрямый!» — «Нет, ты настойчивый»). Или помогает пересмотреть прошлый опыт («Да, ты очень страдал в детстве, но ты смог вырасти, стать сильным и успешным, то есть, ты тот человек, который СПРАВИЛСЯ. Не находишь, что этим можно гордиться? Твоего прошлого опыта не изменить, плохое в твоей жизни было, но ты только посмотри, как ты его превозмог и победил!»). Или пересмотр ситуации по контексту («Я прожил трудную, но счастливую и достойную жизнь»).

Обратите внимание: никто не покушается на воспоминания о самих травмирующих событиях. Ну было и было. Эксперименты экспериментами, но внушить «ничего плохого не было» не удастся, если оно было и составляет существенную часть идентичности человека. Психологи и не пытаются. Просто воспоминания состоят из ярких ОБРАЗОВ (отрывочных, не сплошных — это визуальные образы, запахи, тактильные ощущения, которые человек переживал в момент события, и которые ему впечатались в память), и плюс ОЦЕНКА события, его смысл. Человек запоминает и тогдашнее переживание: «Мне было неприятно», «Я чувствовала себя предметом, бессмысленной и использованной», «Это было чувство переполняющего счастья и восторга» и т.п. Яркие впечатления оставим в покое, а вот оценку события и смысл вполне реально подправить психотерапевтическими методами — сперва понемногу, а потом, возможно, и довольно существенно. И уж точно возможно скорректировать сегодняшнее мнение о прошедшем событии, придать ему иной смысл и другую ценность.

У современных психотерапевтов даже есть новая поговорка: «Никогда не поздно иметь счастливое детство». Она вот именно о том самом: детство уже было и прошло, машину времени пока не изобрели. Нельзя вернуться в прошлое и перепрожить его заново, «по-правильному». А вот переосмыслить, переоценить своё прошлое, найти в нём ресурс и силу для себя сегодняшнего — вполне реально.

И — да, при этом меняются даже мозговые структуры.