Компьютеростроение в СССР можно разделить на период до 67 года и после.
Период ДО являлся периодом расцвета. В нём Сергеем Лебедевым были сформулированы принципы архитектуры электронных вычислительных машин в нашей стране. Под его же руководством была разработана Малая Электронная Счётная Машина.
Параллельно ему ЭВМ М-1 была разработана под руководством Исаака Брука, представителем совершенно иной школы разработчиков.
Порядка 20 лет разработчики страны советов развивали каждый свою архитектуру. Каждый институт создавал свои машины для самых разных задач.
Естественно ни о какой стандартизации речи не шло. Ведь в создании был и элемент конкуренции, выявления кто лучше.
Отсутствие стандартизации создавало большие проблемы - науке и армии было необходима единая система.
В декабре 1967 года на совещании в Министерстве радиопромышленности проблему решили одним махом. Партийная верхушка приняла решение прекратить все разработки собственных вычислительных систем и приступить к копированию архитектуры компьютера IBM System/360, выпущенного в 1964 году.
С. А. Лебедев, заявил, что данное решение приведет к отставанию от мировой промышленности на несколько лет, ведь на тот момент данная система уже считалась устаревшей на Западе. Глупость данного решения понимали все, но сил тягаться с партией....
Лебедеву хватило воли и упорства, чтобы отвергнуть идею участия его коллектива в копировании западной техники и заняться разработкой систем серии «Эльбрус».
«Эльбрус-1» сданный в 1980г. использовал десять суперскалярных процессоров и общую память, производительность достигала 10 млн операций в секунду в зависимости от задачи. Суперскаляр, реализация защищенного программирования с аппаратными типами данных, появилась в американских системах позже — школа Лебедева опередил весь мир. Через пять лет коллектив института представил «Эльбрус-2» с производительностью до 100 млн операций в секунду. Система пользовалась большой популярностью у военных. Важной особенностью первого и второго «Эльбрусов» был особый язык высокого уровня — «Автокод Эльбрус Эль-76» разработки Владимира Пентковского. На нем было написано все программное обеспечение, а трансляцию в машинный язык производил аппаратный блок.
Одновременно пришло понимание, что «блестящая» идея с клонированием западных архитектур провалилась: заимствованный софт работал с ошибками, его приходилось дорабатывать. Сами компьютеры постоянно зависали, работали медленнее старых систем, созданных еще в советских институтах по советским технологиям. Чтобы ускорить адаптацию компьютеров, правительство начало в приказном порядке заменять старые добрые БЭСМ-6, «Уралы» и «Эмки» более новыми, но менее совершенными моделями серии ЕС.
Скопировать расположение элементов на плате, узнать их характеристики было возможно. Другое дело — наладить массовое производство. Додумывать архитектуру становилось все труднее и труднее — рабочая модель всегда выглядит намного сложнее концепции, описанной на бумаге.
Перестройка сильно ударила по финансированию отрасли, необеспеченной деньгами изначально, а распад Союза пришёлся на переход всего мира на IBM PC.
В 94 году, когда в Россию был привезён микропроцессор UltraSPARC. Глядя на него, Эльбрус-3 выпущённый в формате здоровенного шкафа и единственном экземпляре был пущен под пресс.
Владимир Пентковский в итоге стал ключевым разработчиком Intel Pentium III. Говорят, линейка процессоров Pentium была названа в его честь.
Все разработчики процессора Эльбрус того периода в 2004 году были переманены компанией Intel.
Вот так, легко и просто мы стали догоняющими в такой важной отрасли...
Уважаемые дамы и господа, подписывайтесь на канал.
Оставляйте комментарии. Ставьте лайки.
Впереди будем много новых статей о нас с вами и нашей стране.