Техника эмали приобрела большую популярность в XVII веке. Использовали ее для украшения циферблатов и корпусов часов. В современном мире к этому искусству возвращаются довольно таки редко.
Что же представляет собой эмаль? Эмаль — это стекловидная субстанция, которую изготавливают из силикатного песка. Прозрачный плавень может изменить цвет путем добавления оксидов различных материалов. Происходит это следующим образом. Растертый в порошок плавень несколько раз промывается, затем его смешивают с водой, в результате чего образовывается тестообразная масса.
Вскоре эту массу наносят на определенную поверхность, которую перед этим тщательно подготавливают и покрывают базовым слоем. После сушки еще один этап — эмаль отправляют в печь, предварительно разогретую до 800 °C. Невероятная прочность эмали, которая делает ее очень ценной, получается путем сплавления эмали с металлической основой. Чем сложнее дизайн, тем больше шансов, что эмаль будет возвращаться в печь снова и снова. Иногда это достигает 12 раз. Особенно популярным искусство эмалирования было в византийскую эпоху, но больше прославилось оно в период позднего средневековья и в первую очередь в тех областях, где производили фарфор. В наше время также можно встретить изготовление эмали. Например, в часовом мастерстве.
Эмальером (часовое мастерство популярней среди женщин) используется одна из четырех традиционных техник, которые комбинируются им по необходимости. Но мастера, отлично владеющего всеми четырьмя техниками, найти довольно таки тяжело.
Использование техники перегородчатой эмали предусматривает скручивание тонкой золотой нити и превращение ее в рисунок. Затем эту нить, что находится в пластине и покрыта базовым слоем эмали, используют для того, чтобы делать специальные канавки. Формы с канавками заполняют разными эмалями уже после первого обжига. Изделию могут быть необходимы и повторные обжиги, все это зависит от состава и цвета эмали. Каждый обжиг меняет эмаль: изменяется ее цвет, ее глубина и прозрачность.
Вторая техника, которая называется выемчатая эмаль, очень напоминает первую. Снова в канавки, проделанные в основе, заливается эмаль, но в этой технике канавки создаются заранее. Часто это делают механическим путем, особенно, если нужно создать простые сюжеты на ровных поверхностях простой формы. Все пустые места вручную заполняются эмалировщиком. Он также раскрашивает их в нужные ему оттенки. Еще одна техника эмали подразумевает распыление золотых блесток в слои прозрачной эмали.
Часы с необычными циферблатами
Четвертая техника является самой редкой и никаким образом не похожа на другие техники. Называется она живописная миниатюра. Ее смело можно назвать отдельным ремеслом. Теперь уже эмалевый порошок смешивают с маслом, а не с водой. Для нанесения рисунка на первый слой эмали используют тончаюшую кисточку. Эта техника идеально подходит для воспроизведения в миниатюре картин известных мастеров во всем жанровом разнообразии: портреты, пейзажи и жанровые сцены. Назвать это можно копированием с женевским колоритом.
Все четыре техники прекрасно сочетаются. Эмали прекрасно смешиваются и благодаря этому можно добиться любых цветовых оттенков.
Следует помнить, что процесс изготовления эмали требует много времени и терпения.
Каждый этап требует после себя обжига, процесс которого можно смело назвать испытанием даже для опытных эмальеров. Работа может резко прерваться даже из-за пылинки, легкого сквозняка и незаметного толчка. В таком случае все начинается заново. Без риска здесь никак. Именно поэтому художник-эмалировщик получает такое чувство гордости и удовлетворения от проделанной им работы.
Женевские часовщики всегда специализировались на живописной миниатюре. И в наше время, когда ремесленное искусство постепенно исчезает, главной задачей является передача знаний об этом виде искусства. Только долгие годы практики могут дать навыки, умения и знания, которых достигли знаменитые мастера-эмальеры. Еще одно требование этого искусства — определенное художественное чутье и талант, которое может быть только врожденным.