Сегодня хотелось бы поговорить о кинематографе, а если точнее - об одной из первых картин Кристофера Нолана, одного из самых известных во всём мире режиссеров современности. Речь пойдет про "Memento".
Сразу оговорюсь, что это практически "камерная" картина со смешным бюджетом в 9 миллионов долларов. В главных ролях - Гай Пирс и Кэри Энн-Мосс. Но обсудить хочется не картинку, с которой полный порядок. И не актеров, в чьих эмоциях ты ни разу не засомневаешься. Хочется поговорить о смысле, который заложен в картину. Я уверен, у каждого своё мнение по этому вопросу. Кто-то запомнит фильм как отлично удерживающий интерес детектив. Кто-то - как историю о несуществующем психическом расстройстве.
У меня же отложилось совершенно другое - стоит ли постоянно держать в памяти события прошедших дней? Важно ли прислушиваться к другим людям, не считая изначально, что тебя хотят обмануть ради выгоды? Правильного ответа на эти вопросы Кристофер не предоставляет, но снабжает пищей для размышления.
Взяв историю Леонарда Шелби мы увидим, что он цепляется за ужасное событие, подкосившее его психику. И пытается разрешить эту проблему, хотя и по-своему. В то же время, небольшими отрезками нам показывают воспоминания из прошлой жизни Шелби (впрочем, воспоминания ли?). В этих черно-белых эпизодах Леонард вспоминает об одном человеке, у которого было идентичное заболевание.
Протагонист в этих воспоминаниях представлен весьма скверным типом, считающим, что психически больной человек хочет его обмануть для получения выгоды. Он не прислушивается к родственникам больного, так как уверен, что болезнь имитируется. К сожалению, нежелание Шелби поставить себя на место другого приводит к печальным последствиям.
Но вернемся к "нынешнему" Лео - он пытается найти человека, чьи действия и привели к нарушениям в психике, и собирается жестоко поквитаться с ним. Герой Пирса достигает своей цели, только результат у этого практически нулевой - болезнь не отступила, болезненные воспоминания никуда не исчезли, но пострадал человек. Который, как в дальнейшем выяснится, и вовсе непричастен к проблемам Шелби, а только пытался помочь ему.
Из этого следует, что не стоит слишком цепляться за прошлое, какую бы травму оно не нанесло - его не отменить, не переписать и не прожить заново, сделав всё правильно. Возможно, если бы Леонард пытался вернуться к обычной жизни вместо погони за призраками, он лишил бы себя страданий. Возможно, если бы Шелби не повел себя эгоистично и не думал, что все вокруг хотят его обмануть - это спасло бы человеческую жизнь, и не одну.
Для меня эти два предположения и являются основными мыслями, которые режиссер заложил в свое полотно.
Не стоит цепляться за прошлое - иначе вы потеряете будущее.
Не стоит думать, что вокруг все только и хотят, что обмануть вас и извлечь выгоду. Мир не без добрых людей.