По случаю ухода Смоки Мо с Газголдера стоит вспомнить, чем же он смог выстрелить за время, проведенное на лейбле Басты.
Молла или Смоки Мо?
Знаете чего не хватает жанру уже несколько лет в череде слишком модных явлений и полунамеков из вороха панчей про панчи? Конкретики. Хорошего такого ультиматума от первых лиц игры. Кто-то обязательно должен взять свое, но именно протестная суть хип-хопа заберет все, для которой главный бунтарь — это возмутившийся герой цифровых джунглей. Но его возмущение — не интровертные самокопания, а возмущение тем, почему вместо него, как главного творения вселенной, главным вдруг стал эгоистичный мир и его изменчивая повестка дня. Альбом как бы говорит нам: "Если здесь и есть главный эгоист, достойный внимания, то это я" ("Город не покинул меня, это я покинул город", — так говорится в "Из 8-1-2"). Молла выдержал проверку временем, его повестка вновь зазвучала сверхубедительно, а игра закрутилась с новой силой. Несмотря на появившиеся интонации в треках релиза, отсылающих к столь желанным для многих "Планете" и "Каратэ", Смоки предстал технократом. Начните с кричащей об этом обложке "Дня первого", продолжите цифровым обозначением города на Неве в плейлисте, завершите найденными отсылками в тексте (об этом позже). Только ли в грамотном попадании в цифровой ветер эпохи заключен секрет? Нет. Об этом в свое время сказал Андрей Бледный из 25/17: надо быть эгоистом в творчестве. Смоки Мо выпустил эгоиста на авансцену. Для слушателя настал долгий "День первый".
Сколько время после Тигра?
Смоки всегда оставляет за собой вуаль мистерии. В каждом релизе он не дает прозрачных ответов. Этим, кстати, он, как никто другой, показывает свое уважение к слушателю, не разжевывая за него пищу и не кладя ее в рот путем объяснения концептуальных основ релиза или трека во всяких пресс-релизах (чем, например, похоронили себя в глазах многих Ярость Inc. или Грот). Для создания истории или, если угодно, концепта, Смоки грамотно (и уже не в первый раз, если уж говорить о верности традициям от релиза к релизу) расставил на релизе скиты. "Сила вибраций" задает тон рэп-релизу и кидает понятный мост, объясняющий интуитивность вайба в заложенных ощущениях мира хип-хопа. "О, Смоки" разворачивает во фронт тот самый эгоистичный пассаж повествования, которым он сминает все обвинения ("Выброси в урну свой флоу, блогер" или "Хотели, чтоб в 2005 закончилось мое кино"). "Вечер седьмого дня" предваряет финал заглавной песни релиза, которая обращена к началу пути всякого человека.
Если в прошлом альбоме Смоки искал способ выйти из комы, то, похоже, завершив поиски, выйдя из нее, оказался порядком поднаторевшим и разозленным. Именно о таком настроении говорит трек "Из 8-1-2" ("Я вышел из комы, и, знаешь, мне нравится. Я дерну их цирк даже на отходосах"). Окружающий мир видится из Питера все тем же полигоном и навряд ли способен хоть чем-то удивить творца стиля из Северной Венеции. Там, где крошат под любой bpm, Смоки чувствует себя в своей колее: непринужденно и раскованно. Но не игра определяет правила, а сам участник ("Не забыть дни на дне, те дни в самообмане").
Определяющий посыл заключен в "Вечно". Цифра запоминает все движения и хранит сведения в исчерпывающих деталях. Страх брошен и герой пуст, ведь путь земной продолжается бесконечным цифровым потоком, который является отпечатком дел при жизни. Даже если Смоки и эгоистичен, то он человек дела, а не пустой болтовни ("Как можно больше оставить следов на этой холодной поверхности. Влиять на тех, кого случайной связкой вырвать из бедности."). Молла не чурается своего грубого и резкого подхода, который обеспечил его текущий статус-кво ("Грязный стиль выносит позеров чистенько, а дальше бегут лишь числа."). Но при этом всем отдает должное дикому азарту в начале пути, которому обязан многим ("Но деньги - не первый пункт моей книги жизни, иначе, я не был бы тем самым Moll'ой, и не веселился бы в танце с любимой харизмой"). Бежать в забеге с вечностью бессмысленно, однако войти в поток истории можно через проекцию своего внутреннего мира.
Расчет и холоднокровие сменяют рефлексию треком "Макиавелли" (почему не "Смокиавелли"?). Первая часть притворяется под меланхоличные рассуждения о пути лидера и его месте здесь и сейчас. А вот во второй зубодробительной части трека уже не остается никакого сомнения, что перед нами хитрый, умный и расчетливый киник из "Государя" Николло Макиавелли, которому вполне по духу цель, оправдывающая средства ("Философствую — рифмующий Диоген, не притворствую, знаю – уши есть и у стен. Даже зажатый толпой, двигаюсь как свободный агент.").
Лидер для Моллы обладает, в первую очередь, харизмой, которая исходит от внутреннего настроя, вне зависимости от окружения ("Извините за мой французский и не сочтите подлецом. Смешно раздутые и ненасытные лопают так, что может треснуть лицо!"). Лиричное повествование о конфликте мироощущения толпы и человека вне ее упирается в тот самый вайб, исходящий от человека.
Следующим сильнейшим рефреном будет "Стать дымом", попутно отсылающий по атмосфере к альбому "Младший". Именно здесь в полной мере рамки повествования раздвигаются и мы слышим о семье и ее роли ("Цел и невредим за отметкой дедлайна. Самый жирный кусок для моего прайда.") среди реалий агрессивного мира ("Влился в эти звуки тотально. Джунгли не верят слезам – это нормально."). Есть четкая черта, где есть свои и есть чужие, но это зыбкая и призрачная грань ("Мы не можем доверять, вокруг будто театр. Любовь – это хрупко, спрятал."). Потенциально главный хит.
"Броня" плавно уводит фокус повествования из неосязаемых категорий на стыке морали и восприятия мира к вполне телесной любовной линии. Неочевидный ритмический рисунок трека и содержание точно дают разнузданный характер Моллы в резких ультимативных тонах.
Мощным уходом в ночь отношений отмечен "Бай бай". Это игра на краю, кошки и мышки обреченных на роковую встречу ("Передай ей, мосты сожжены и я прошёл рубикон, знаю, хочет съесть меня целиком, но этот вкус ей вряд ли знаком."). Приятно, что триллеры без хэппи энда писать еще не разучились.
Кульминация всего образа Смоки раскладывается в треке "Дикий Запад". Это и отсылки к шаманизму предыдущих релизов, и столкновение с дикой природой эпохи "Время тигра", и цифровая эра, и иносказательное размышление о месте в жанре с его очевидно западными корнями ("Дикий запад, струны будто хотят с моих пальцев скальпы. Душа полностью в деле в каждом из килобайтов, в кайф так."). Природный эгоизм Моллы, как следует из всего, рожден агрессивной средой и сопротивлением ей путем формирования собственной духовной основы ("Глупцы продали душу, глупцы видят лишь тело. Пытаются атаковать, но лбом упираются в стену. Скорбящие в чёрном, мёртвые в белом."). Фатализм и обреченность мира никак не должны влиять на движение к цели, ведь с ними герой уже свыкся и научился перемалывать простоту противника ("Забрали моё – отдали в десять раз больше, Вот и все примитивные схемы.").
Соло в стиле "рэп про рэп" сокрыто под "Эго говорит: "Я". Музыкально разнообразный и концептуально выверенный трек лучше всего закрывает тему личностного раскрытия героя. Вообще общий ультимативный тон оправдан на все сто — превосходство на бите Смоки ощущается именно здесь в полной мере ("И часто взываю к Высшему, я проповедник. Не претендуй на моё, я здесь единственный наследник.").
"Фиеста" как праздник честолюбия от и до. Скрытый хит всего релиза, в котором Смоки рифмует мощно, раскидисто и местами опрометчиво про окружающих, но, кажется, этого и ждет слушатель ("Отжившие своё не любят прощаться, но игра сегодня — это мрачные будни реанимации."). Вслед за отчетливым ударом коллегам по цеху идет отсылка потребителю ("Скорее всего ты спросишь, что происходит; не отвечу им. И завладеть — не значит, развлечь их."). Ответ про советы о том как и о чем писать тоже весьма доходчив ("Давай, малышка! С умным видом расскажи о Вечном. Я подолью бензина в твою огненную речь.").
Цикл замыкается, возвращая нас к первооснове. "День первый" исходит откуда-то из чертогов разума, не давая точных ответов ("Сможешь ли ты обнять врагов, и уничтожить их? Но увы, к Седьмому небу не поднимет этот ветхий, социальный лифт."). Целиком именно этот трек лучшее переосмысление всей религиозной тематики Смоки: не столь топорный как "Бог любит всех людей" и не такой абстрактный как "Моя духовная основа". Библейские мотивы тесно переплетены с внутренним микрокосмосом.
10 лет спустя?
Сила исполнителя не в том, чтобы писать мысли и наблюдения в блокнот, перекидывая их затем в уши слушателя. Создание детального и самодостаточного образа со своей системой координат — вот что позволяет остановить время и писать историю. Смоки Мо записал именно тот релиз, который не нуждается ни в дополнительном представлении, ни в гостях, ни в помпезных авансах. Если и выйдет альбом ремиксов спустя 10 лет, то посвящен он должен быть именно этому релизу. Это квинтесенция Смоки. По нраву ли она вам — решайте быстрее, ведь "День первый" уже наступил.
Треклист:
01. Сила вибраций (вступление)
02. Из 8-1-2
03. Вечно
04. Макиавелли
05. Благослови мой вайб
06. Стать дымом
07. О Смоки (скит)
08. Броня
09. Бай бай
10. Дикий запад
11. Эго говорит я
12. Фиеста
13. Вечер седьмого дня
14. День Первый