1100 км от Москвы. Деревня Антониево-Сийский монастырь, муниципальное образование Емецкое, Холмогорский район, Архангельская область, Россия
Координаты: 63.553445, 41.555001
Антониево-Сийский монастырь стоит в стороне от современной трассы. Сейчас к нему пробита хорошая дорога (которая, впрочем, достаточно быстро сужается до однополосной), но находится он среди болот и озёр. Путь преподобного Антония в эти места в 1520 году можно назвать настоящей экспедицией. Вокруг его кельи и выросла обитель, которая наравне с Соловецким, Кирилло-Белозеоским, Николо-Корельским и другими монастырями сыграла огромную роль в освоении и колонизации Русского Севера. Этакий островок безопасности и культуры посреди бескрайней тайги и топей, где водятся люди с песьими головами и чудь белоглазая. Здесь членам братии удалось собрать уникальную библиотеку, например, в ней хранились иллюстрированные Сийское евангелие (1339, дар Ивана Калиты Лявлинскому монастырю), «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648) и коллекция святцев (1670). Впрочем, сейчас эти реликвии переехали в Москву.
Хочется рассказать несколько историй из жития прп. Антония относящиеся непосредственно к основанию монастыря. Первое это конечно легенда о выборе места. Антоний и четверо его спутников молились в густом лесу прося знамения и в этот момент к ним вышел охотник-зверолов Самуил, который, узнав о их затруднении и отвел иноков к озеру Михайловскому, указав на остров (считается. то тогда это был остров впоследствии присоединенный трудами монахов к "большой земле"). В этих местах никто не жил, только охотники иногда проходили мимо и часто слышали там колокольные звоны и монашьи песнопения. И вот теперь это воплотилось.
Вторая история гласит, что как-то разбойники захотели напасть на монастырь, тогда еще не обнесенный стеной. Придя же ночью они увидели не только стену, но и дружину в полной боевой готовности. С утра же поняв, что это было видение нападавшие раскаялись в содеянном. А стену впоследствии монастырь все же построил.
После преподобного основателя, наверное второй по знаменитости фигурой, проживающей в монастыре был Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619).
В монастыре была большая иконописная школа, традиция идущая от самого основателя обители - Антония. Существовала граверная мастерская и небольшая типография. В период своего рассвета монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами, семужьими и сельдяными тонями. Развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Имелись подворья в Москве, Вологде и Архангельске.
Однако к концу 18-го века, с началом изъятия церковных земель, монастырь пришел в упадок. Обитель на реке Сие стала малолюдной и бедной. В 1923 году монастырь был закрыт, с 1970-х в нём размещалась пионерлагерь, а в 1992 году, после возвращения церкви, здесь возобновилась религиозная жизнь.
Будем честны - монастырь, безусловно, красивый и, проезжая мимо, его стоит посмотреть. Но он не поражает размахом и мощью, как, например, Кирилло-Белозерский. Или продуманным изяществом архитектуры, как Ферапонтов монастырь.
Если бы мы проводили инвентаризацию памятников на n квадратных метров, она звучала бы так:
- ограда, через которую ведут Святые ворота с церковью Сергия Радонежского (1679-86);
- полуразрушенный фундамент настоятельского корпуса тех же лет;
- ядро ансамбля - каменный пятиглавый Троицкий собор (1589-1606);
- примыкающий к нему храм-колокольня Трёх Святителей Московских (1639-61) - именно там, в нижнем ярусе, находилась библиотека;
- Трапезная палата с шатровой Благовещенской церковью (1643);
- с востока (за апсидами церквей) и юга (на мысу) два Братских корпуса XVII века.
Интерес представляет надвратная церковь встречающая гостей обители. Крест на ней развернут не привычно в анфас к приезжающим, а боком, что сначала немного удивляет. Но понятно - что находящемуся на полуострове храму надо учитывать в первую очередь церковное правило, во второе особенности местности. Стена, проходящая поперед полуострова и отделяющая обитель от мирской жизни, в которой и расположена церковь, ориентирована с востока на запад, поэтому иного выбора у древнего архитектора просто не было.
Так же любопытен момент, что все храмы в монастыре соединены переходами и по сути представляют собой единое целое. Понимаешь, что в суровые зимы, когда температура снаружи опускается ниже 30, а снег идет и идет - куда приятнее проходить в нужные помещения минуя улицу.
Если отправитесь в эти края сейчас, не удивляйтесь - некоторые здания в лесах. Минкульт проводит реконструкцию ансамбля, которая должна закончиться в декабре 2020 года.
Визит сюда не займет много времени - хоть обитель и расположена на красивейшем полуострове между плëсов Большого Михайловского озера, пройти там можно только на небольшую территорию перед собором и колокольней. К берегу, который манит живописными видами озера и лесов вокруг, не пройти - об этом недвусмысленно сообщает табличка. Чуть дальше собора проход тоже запрещен. Складывается впечатление, что там не слишком рады праздношатающимся туристам без глубокого религиозного наполнения. В общем-то, это их право. В той же мере, как наше туда приезжать и глазеть на великолепие ярко-красной кирпичной кладки на фоне блестящей большой воды.