Один из самых крупных транспортных судов ВМС #США «Капрал Рой Вит» (USNS LCPL ROY M. WHEAT) имеет #советские корни. Последний представитель серии ролкеров-газотурбоходов проекта 1609 «Атлантика» «Владимир Васляев» 1987 года до сих пор трудится. Только уже на иной стороне. Сегодня вспоминаем эту историю.
А начиналась она на самом излете «Холодной войны». В 1979 году Черноморский завод в Николаеве спустил головной газотурбоход проекта 1609 «Капитан Смирнов». Год спустя со стапелей завода сошли еще два судна «Капитан Мезенцев» и «Инженер Ермошкин», а уже в разгар перестройки, в 1987 году, появился наш герой, «Владимир Васляев».
Эти суда предназначены для перевозки автомобильной техники, для чего в кормовой части была предусмотрена широкая аппарель. Также судно могло перевозить контейнеры.
Причем для перемещения грузов внутри судна на борту имелись 14 автопогрузчиков производства фирмы «Валмет».
Но главная уникальность ролкеров этой серии заключалась в #газотрубинной установке. Судно водоизмещением 36 тыс.тонн легко развивало приличную по тем временам скорость в 25 узлов.
Суммарная мощность на валу превышала 50 тыс. л. с. Правда в таких режимах судно превращалось в пожиралку топлива и никто на таких скоростях не ходил. Работало судно в основном на одной ГТУ и одной паровой турбине. Это позволяло снизить расход топлива.
А само применение ГТУ было продиктовано военным предназначением. В обычном ролкере скрывался быстроходный транспорт снабжения. Да и не могло быть по-другому в СССР, если даже диаметр сигарет и макарон соответствовал калибру боеприпасов.
Под флаг США
Изначально все четыре газотурбохода работали в составе Черноморского морского пароходства - по тому времени самой крупной судоходной компании мира. На 1991 год там находилось 234 грузовых и пассажирских судов классов общим дедвейтом в 4167 тысяч тонн.
После раздела наследия #СССР все четыре судна в рабочем состоянии отошли #Украине, затем были приватизированы и быстро перепроданы транснациональным компаниям Global Container Lines и Marianna Shipbuilding Ltd. В самом начале 00-х три из них пошли на металл в далекой Индии, а самый последний «Владимир Васляев» пополнил ряды ВМС США.
Американцы провели существенную модернизацию, удлинили корпус, увеличив водоизмещение до 50 тысяч тонн, поменяли дизельгенераторы на 60 Гц. Газотрубинную установку и сам концепт остался без изменений.
Под новым названием USNS LCPL ROY M. WHEAT, в честь героя Вьетнамской войны Роя Вита, ролкер ходит все те же 20 узлов. И продолжает работать.
Элитное подразделение Командования морских перевозок знает толк в хороших судах.
Не забудьте прочитать о том, как Украина планирует строить французские патрульные катера
И о том, как американцы долгое время строили свои подводные лодки из некачественной стали
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!