Говоря о Сахалине, трудно избежать противоречивых и восторженных интонаций. Крупнейший остров России действительно напоминает отдельный зачарованный мир, чуть ли не другую планету, которая живет по своим законам.
Территория ошибок
Таинственные туманные сопки, капризная погода с тайфунами и циклонами, буйное море, близость которого ощущается всюду, — Сахалин умеет впечатлять, влюблять и в то же время держать чуть на расстоянии. История освоения этого края оказалась непростой, как местный климат.
Даже своим названием красивейший остров обязан некоторой аномалии: французские географы, неверно прочитав китайскую карту, отнесли название «Сахалян-улла» к острову. Так маньчжурское название реки Амур закрепилось в атласах. На этом неурядицы не кончились: европейцы полагали, что на самом деле имеют дело вовсе не с островом, а с частью континента, и соединили его на карте перешейком с большой землей. Дело дошло до того, что когда наш первооткрыватель адмирал Геннадий Невельской убедился, что никаким перешейком Сахалин с континентом не соединяется, то ему не поверили и даже грозились подвергнуть взысканиям за обман.
Невольное прошлое
Территория эта долгое время оставалась спорной. Царской России Сахалин достался в 1875 году, и тут быстро выяснилось, что не вполне понятно, кто же здесь будет жить. Проблему решили так же, как англичане в свое время поступили с Австралией: несусветно далекую землю решили колонизировать преступниками — дешево, сердито, гуманно. По тамошним временам человеколюбие этого поступка граничило с идеей обустроить место для ссылки, скажем, на Марсе — Сахалин был ничуть не менее далекой вселенной. Технически все было обставлено следующим образом: ссыльным просто-напросто запрещали уезжать с острова даже тогда, когда срок заключения истекал. Мера оказалась вполне действенной. Новым обитателям раздавали не самые худшие земли, и население стремительно росло. Впрочем, эмоциональный климат — как и климат физический — в среде бывших каторжан был довольно непростой, полный лишений, что в подробностях живописал в своих дневниковых заметках Антон Чехов.
Японский след
Русско-японская война 1905 года драматически изменила судьбу Сахалина: южную часть острова отобрали победители, бывшее каторжное поселение Владимировка — по существу, главный городок острова — стало столицей губернаторства Карафуто под новым именем Тоёхара. Японцев выставили отсюда только после Великой Отечественной: остров целиком отошел Союзу, а Тоёхару переименовали в Южно-Сахалинск.
Историю края во всех подробностях можно разузнать в Сахалинском областном краеведческом музее. Это, кроме шуток, один из самых впечатляющих музейных комплексов не только на Дальнем Востоке, но и во всей стране. Колоссальный фонд насчитывает более 200 000 предметов — есть вещи поистине уникальные. Особое внимание уделено коренным народам (айнам, нивхам, эвенкам), а также «невольному» прошлому острова. Само здание музея вместе с прилегающим парком по праву считается одной из архитектурных жемчужин не только города, но и края. Изящное здание, построенное в 1937 году в японском стиле «тэйкан-дзукури» («императорская корона»), притягивает восхищенные взгляды.
От присутствия японцев в Южно-Сахалинске осталось не так уж много, но это немногое заслуживает самого пристального внимания. Помимо краеведческого музея, нельзя не посетить сокровищницу синтоистского храма Карафуто Дзиндзя, живописный сквер Асахикава и Музей истории Сахалинской железной дороги — здесь тоже есть любопытнейшие экспонаты из Страны восходящего солнца.
Впрочем, наследие соседей ощущается самым непосредственным образом: японцы застроили город по строгому перпендикулярному плану, и хотя аутентичных зданий практически не сохранилось, замысел градостроителей считывается легко и просто. Очевиднее всего это с окрестных сопок, и в особенности со спортивной базы «Горный воздух» — из кабины фуникулера город виден словно на ладони.
Железная дорога Южно-Сахалинск — Холмск
Небанальный туристический маршрут для тех, кто хочет пощекотать себе нервы? железная дорога была построена японцами е 1920-е годы и эксплуатировалась до конца 1980-х. Потом туннели и мосты поддерживать в рабочем состоянии оказалось нерентабельно, и ветку забросили. По ней можно совершить незабываемую прогулку, оптимально - если заручиться сопровождением местного жителя, который здесь уже был. С 1940 по 1945 год паровоз «4-78» вывозил с шахты уголь, а в 2008-м занял достойное место в Музее истории Сахалинской железной дороги.
Кстати...
Если же на Сахалине вам захочется поесть хорошей рыбы и морепродуктов, то не забудьте попробовать специалитет к пиву: гребешок с беконом. Причуды ценообразования таковы, что официальная стоимость рыбы и морепродуктов на Сахалине не слишком отличается от Москвы (можно договариваться напрямую с рыбаками, но это отдельная история). Не факт, что имеет смысл увозить продукты за тридевять земель, но если будете делать покупки, то помните: во-первых, свежих крабов в панцире покупать лучше зимой; во-вторых, самая вкусная копченая рыба - это чавыча, ее спрашивайте с осени до Нового года; в-третьих, замороженный палтус хорош круглый год.