Банан, эквивалентный Covid-19, распространяется в новые страны, заставляя промышленность изменить способ выращивания наиболее широко употребляемых в пищу фруктов в мире и даже их вкус.
Смертельная болезнь появляется на ровном месте. Он движется по "скрытой передаче", распространяясь еще до появления симптомов. Как только оно овладевает вами, уже слишком поздно останавливать его – нет никакого лечения. Жизнь уже никогда не будет прежней. Звучит знакомо?
Хотя это может звучать удивительно похоже на Covid-19, я на самом деле говорю о тропической гонке 4 (TR4), болезни, которая влияет на бананы. Также известный как панамская болезнь, это грибок, который свирепствует на банановых фермах в течение последних 30 лет. Но в течение последнего десятилетия эпидемия внезапно ускорилась, распространившись из Азии в Австралию, Ближний Восток, Африку и в последнее время в Латинскую Америку, откуда поступает большинство бананов, поставляемых в супермаркеты на глобальном севере. На сегодняшний день она существует более чем в 20 странах, что вызывает опасения “банановой пандемии” и нехватки самых любимых фруктов в мире.
Ученые всего мира работают против часовой стрелки, чтобы попытаться найти решение, в том числе создание генетически модифицированных (GM) бананов и вакцины. Но так же, как и Covid-19, вопрос заключается не только в том, сможем ли мы найти лекарство, но и как мы живем с “новой нормой”, которая навсегда изменит бананы?
Первое место для поиска подсказок-это происхождение современного банана, которое мы все узнаем. Его история показывает только то, что происходит, если эта болезнь игнорируется.
Это не первый случай, когда бананы столкнулись с уничтожением, объясняет Фернандо Гарсия-Бастидас, исследователь в области здоровья растений, который изучал TR4 в Университете Вагенингена в Нидерландах, прежде чем перейти в голландскую компанию по генетике растений, пытающуюся бороться с болезнью. В 1950-х годах промышленность была уничтожена тем, что он описывает как “одну из худших ботанических эпидемий в истории”, когда панамская болезнь впервые поразила. Грибковая болезнь возникла в Азии, где она развивалась совместно с бананами, прежде чем распространиться на обширные плантации Центральной Америки.
Причина, по которой это было так разрушительно, говорит Гарсия-Бастидас, заключалась в том, что все бананы были одной разновидностью, Гро Мишель или "большой Майк". Этот сорт был выбран расцветающей банановой промышленностью, потому что он производит большие, вкусные фрукты, которые могут быть вырезаны из дерева незрелыми, что позволяет транспортировать очень скоропортящиеся, экзотические продукты питания на большие расстояния, в то время как он продолжает созревать. Каждое растение представляло собой клон примерно одинакового размера и формы, полученный из присоски-боковых побегов, которые развиваются из корневища-что облегчало массовое производство. Это означает, что каждое растение банана генетически почти идентично, производя надежно последовательную фруктовую культуру. С точки зрения бизнеса, это была лицензия на печатание денег, но с эпидемиологической точки зрения это была вспышка болезни, ожидающая своего часа.
Система производства бананов была слабо основана на ограниченном генетическом разнообразии одного сорта, что делает их восприимчивыми к болезням, говорит Гарсия-Бастидас. Можно было подумать, что индустрия усвоила свой урок. Но вы ошибаетесь.
Начались поиски сорта для замены грызунов, которые могли бы быть устойчивы к панамской болезни. К 1960-м годам один сорт, Cavendish, проявил признаки сопротивления, которые могли бы спасти банановую промышленность. Названный в честь 7 – го герцога Девонширского Уильяма Кавендиша, который выращивал это растение в своей теплице в Чатсворт-Хаусе (сегодня там есть еще один), банан также мог быть транспортирован зеленым-хотя у него был более мягкий вкус, чем у Гро Мишеля. В течение нескольких десятилетий он стал новым генетическим клоном для банановой промышленности и остается таковым по сей день. Но для ученых, нервно наблюдавших за огромными, расширяющимися плантациями, это был всего лишь вопрос времени, прежде чем произойдет еще одна вспышка болезни.
Конечно же, в 1990-х годах появился новый штамм панамской болезни, известный как TR4, снова в Азии, который был смертельным для Кавендишских бананов. На этот раз, с глобализированной экономикой, где исследователи, фермеры и другие посетители банановых плантаций могут летать по всему миру, он распространился еще быстрее.
Гарсия-Бастидас, защитивший докторскую диссертацию по TR4 в Университете Вагенингена, описывает современную банановую болезнь, которая поражает сосудистую систему растений, вызывая увядание и смерть, как “пандемию”.
"Бананы, несомненно, являются одними из самых важных фруктов в мире и являются основным продуктом питания для миллионов потребителей”, - говорит он. “Мы не можем недооценивать влияние нынешней пандемии TR4 на продовольственную безопасность.”
Именно Гарсия-Бастидас впервые заметил TR4 за пределами Азии, в Иордании в 2013 году. С тех пор он “скрестил пальцы”, чтобы это не ударило по развивающимся странам, где бананы являются основным продуктом питания. Но он уже находится в Африке, после того, как был замечен в Мозамбике.
Причина, по которой TR4 настолько смертоносен, заключается в том, что, как и Covid-19, он распространяется по “скрытой передаче”, хотя и в разных временных масштабах. Больное растение будет выглядеть здоровым до года, прежде чем оно покажет предательские признаки окрашенных желтых, увядающих листьев. Другими словами, к тому времени, когда вы его обнаружите, будет уже слишком поздно, болезнь, скорее всего, уже распространится через споры в почве на ботинках, растениях, машинах или животных.
Гарсия-Бастидас, который родом из Колумбии, знал, что TR4 в конечном итоге доберется до центра производства бананов в Южной Америке
В 2019 году сбылся его самый страшный кошмар-звонок поступил с фермы в Колумбии. Банановые растения показывали увядшие желтые листья и хотели послать ему образцы.
“Это было похоже на дурной сон, - говорит он. - То я нахожусь на ферме, то в лаборатории, то объясняю министру колумбийского правительства, что случилось самое худшее. Очень долго я не мог спокойно спать. Это было душераздирающе.”
Как и любая другая страна с TR4, Колумбия сейчас пытается замедлить вспышку, поскольку мир нервно следит за признаками заболевания в остальной части Латинской Америки и Карибского бассейна. Поскольку лечения не существует, все, что можно сделать, - это поместить зараженные фермы в карантин и принять меры по обеспечению биологической безопасности, такие как дезинфекция ботинок и предотвращение перемещения растений между фермами. Другими словами, банан эквивалентен мытью рук и социальному дистанцированию.
Тем временем гонка продолжается, чтобы найти решение.
В Австралии ученые разработали генетически модифицированный (GM) банан Кавендиш, который устойчив к TR4. Фонд Билла и Мелинды Гейтс также поддерживает текущие трансгенные исследования. Однако, несмотря на убедительные научные доказательства того, что ГМО-продукты безопасны, банан вряд ли будет на полке супермаркета рядом с вами в любое время, как только регуляторы и общественность остаются подозрительными.
Для Гарсии-Бастидаса, который сейчас работает в исследовательской компании KeyGene в тесном сотрудничестве с Университетом Вагенгингена, GM-это “легкое решение”, которое может решить проблему в течение пяти-десяти лет, но не решает самую суть проблемы, которая представляет собой целую отрасль, основанную на одном клонированном сорте растения.
Тесты только сейчас разрабатываются для отслеживания TR4, поскольку бананы пострадали от меньшего финансирования исследований, чем другие основные культуры.
Вместо этого Гарсия-Бастидас хочет внести больше разнообразия в банановую культуру, чтобы она была более устойчивой к вспышкам болезней, таких как TR4. Он указывает, что существуют сотни бананов с потенциалом для выращивания по всему миру. Почему бы не использовать их? Уже сейчас в таких странах, как Индия, Индонезия и Филиппины люди едят десятки различных сортов бананов, каждый из которых предлагает различные вкусы, запахи и размеры. Но их трудно выращивать и экспортировать в масштабах Кавендиша, который был выведен, чтобы противостоять транспортировке через океаны.
В своей лаборатории в Нидерландах Гарсия-Бастидас и его коллеги используют новейшие методы секвенирования ДНК для выявления генов, устойчивых к TR4, и выведения сортов бананов, которые могут противостоять этому заболеванию, а также быть коммерчески жизнеспособными.
“У нас есть сотни сортов яблок”, - указывает он. “Почему бы не начать предлагать различные сорта бананов?”
Наилучшая надежда заключается в том, что устойчивый банан для экспорта появится в ближайшие пять-десять лет. Но это не серебряная пуля. Столкнувшись не с одной, а с двумя пандемиями в прошлом столетии, на этот раз банановая промышленность должна посмотреть больше, чем просто ввести еще один клон.
Дэн Биббер, доцент кафедры экологии Эксетерского университета, провел последние три года, изучая проблемы системы поставок бананов в рамках финансируемого правительством Великобритании проекта BananEx . Он говорит, что лучший способ для банановой промышленности выжить TR4-это изменить способ выращивания бананов.
На данный момент бананы Cavendish выращиваются на обширной монокультуре, что означает не только TR4, но и все болезни быстро распространяются. В течение одного вегетационного периода бананы можно опрыскивать фунгицидами от 40 до 80 раз.
Вместо этого Гарсия-Бастидас хочет внести больше разнообразия в банановую культуру, чтобы она была более устойчивой к вспышкам болезней, таких как TR4. Он указывает, что существуют сотни бананов с потенциалом для выращивания по всему миру. Почему бы не использовать их? Уже сейчас в таких странах, как Индия, Индонезия и Филиппины люди едят десятки различных сортов бананов, каждый из которых предлагает различные вкусы, запахи и размеры. Но их трудно выращивать и экспортировать в масштабах Кавендиша, который был выведен, чтобы противостоять транспортировке через океаны.
В своей лаборатории в Нидерландах Гарсия-Бастидас и его коллеги используют новейшие методы секвенирования ДНК для выявления генов, устойчивых к TR4, и выведения сортов бананов, которые могут противостоять этому заболеванию, а также быть коммерчески жизнеспособными.
“У нас есть сотни сортов яблок”, - указывает он. “Почему бы не начать предлагать различные сорта бананов?”
Наилучшая надежда заключается в том, что устойчивый банан для экспорта появится в ближайшие пять-десять лет. Но это не серебряная пуля. Столкнувшись не с одной, а с двумя пандемиями в прошлом столетии, на этот раз банановая промышленность должна посмотреть больше, чем просто ввести еще один клон.
Дэн Биббер, доцент кафедры экологии Эксетерского университета, провел последние три года, изучая проблемы системы поставок бананов в рамках финансируемого правительством Великобритании проекта BananEx . Он говорит, что лучший способ для банановой промышленности выжить TR4-это изменить способ выращивания бананов.
На данный момент бананы Cavendish выращиваются на обширной монокультуре, что означает не только TR4, но и все болезни быстро распространяются. В течение одного вегетационного периода бананы можно опрыскивать фунгицидами от 40 до 80 раз.
Вместо этого Гарсия-Бастидас хочет внести больше разнообразия в банановую культуру, чтобы она была более устойчивой к вспышкам болезней, таких как TR4. Он указывает, что существуют сотни бананов с потенциалом для выращивания по всему миру. Почему бы не использовать их? Уже сейчас в таких странах, как Индия, Индонезия и Филиппины люди едят десятки различных сортов бананов, каждый из которых предлагает различные вкусы, запахи и размеры. Но их трудно выращивать и экспортировать в масштабах Кавендиша, который был выведен, чтобы противостоять транспортировке через океаны.
В своей лаборатории в Нидерландах Гарсия-Бастидас и его коллеги используют новейшие методы секвенирования ДНК для выявления генов, устойчивых к TR4, и выведения сортов бананов, которые могут противостоять этому заболеванию, а также быть коммерчески жизнеспособными.
“У нас есть сотни сортов яблок”, - указывает он. “Почему бы не начать предлагать различные сорта бананов?”
Наилучшая надежда заключается в том, что устойчивый банан для экспорта появится в ближайшие пять-десять лет. Но это не серебряная пуля. Столкнувшись не с одной, а с двумя пандемиями в прошлом столетии, на этот раз банановая промышленность должна посмотреть больше, чем просто ввести еще один клон.
Дэн Биббер, доцент кафедры экологии Эксетерского университета, провел последние три года, изучая проблемы системы поставок бананов в рамках финансируемого правительством Великобритании проекта BananEx . Он говорит, что лучший способ для банановой промышленности выжить TR4-это изменить способ выращивания бананов.
На данный момент бананы Cavendish выращиваются на обширной монокультуре, что означает не только TR4, но и все болезни быстро распространяются. В течение одного вегетационного периода бананы можно опрыскивать фунгицидами от 40 до 80 раз.
"Это может иметь огромное влияние на микробиоту почвы”, - говорит Беббер. “Чтобы ухаживать за бананами, нужно ухаживать и за Землей.”
Bebber указывает на сообщения из Филиппин, что органические фермы лучше справились с TR4, потому что микробиота в почве способна бороться с инфекцией. Он говорит, что банановые фермы должны смотреть на добавление органического вещества и, возможно, посадку сезонных культур между рядами, чтобы увеличить укрытие и плодородие, используя микробы и насекомые, а не химические вещества в качестве “биоконтролей” и оставляя более дикие участки для поощрения дикой природы. Это может означать, что бананы стоят дороже, но в долгосрочной перспективе они будут более устойчивыми.
По словам Беббера, бананы сейчас слишком дешевы. И не только потому, что не учитывались экологические издержки монокультуры с тяжелым химическим составом, но и социальные издержки, связанные с наймом людей на очень низкие заработки. Благотворительная организация Banana Link, которая проводит кампании по этому вопросу, обвиняет супермаркеты в “гонке на дно”, которая вынуждает цены все ниже и ниже, ставя под угрозу окружающую среду, здоровье работников и в конечном итоге здоровье урожая бананов.
Бананы Fairtrade прошли некоторый путь к тому, чтобы рабочие получали справедливую цену за бананы, но Bebber говорит, что рабочие по всей отрасли начинают требовать лучшей оплаты. Опять же, он говорит, что это подпитывает TR4, поскольку работникам нужно платить справедливо, чтобы гарантировать, что фермы лучше управляются для профилактики заболеваний.
"В течение многих лет мы не принимали во внимание социальные и экологические издержки бананов”, - говорит он. “Пришло время начать платить справедливую цену не только за работников и окружающую среду, но и за здоровье самих бананов.”
Джеки Тернер, американский режиссер, который задавался вопросом, как выращиваются бананы, так как она работала на плантации в студенческие годы, соглашается, что решение заключается в справедливости и разнообразии.
В своем фильме "Бананагеддон" она говорит с учеными, пытающимися остановить распространение TR4, экспертами по продовольственной безопасности, предупреждающими о нехватке продовольствия, и рабочими на плантациях, обеспокоенными их средствами к существованию.
"TR4 очень похож на Covid-19 в том, что нет никакого лечения для него”, - говорит она. "Это сценарий" судного дня " для бананов.”
После путешествия по миру в течение двух лет, чтобы увидеть влияние TR4 уже оказывает, Тернер убежден, что бананы нужно выращивать по-другому, что означает введение новых сортов.
Она говорит, что это будет не только лучше для окружающей среды и защиты от болезней, но и может быть лучше для потребителя тоже.
Чтобы попытаться побудить общественность поддержать более мелких фермеров, выращивающих различные сорта, она создала список бананов . Здесь перечислены магазины, продающие различные сорта бананов, чтобы потребители могли увидеть, что им нравится, и начать создавать спрос. Например, красный карлик, который на вкус немного похож на малину, женские пальчики, которые меньше и слаще, чем Кавендиш, или голубая Ява, которая на вкус похожа на ванильное мороженое. Бананы не только вкусные, но и помогут создать разнообразный вид сельского хозяйства более устойчивым к болезням.
Для Тернера банановая пандемия может иметь положительные результаты, если она заставит нас выращивать бананы более экологически чистым способом и есть более разнообразный ассортимент фруктов.
"Может быть, мы едим меньше бананов и платим за них больше”, - признается она. “Но знаешь что, они будут лучше бананов.”