Статья Льва Григорьевича Оршанского - психолога и психиатра, специалиста по игрушкам, детским играм и детским рисункам посвящена истории игрушек и называется "Исторический очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России", она была написана в 1912 году. Сегодня мы продолжаем её публикацию.
Ссылки на предыдущие части статьи ниже под текстом.
Фото взяты для иллюстрации и не имеют непосредственного отношения к описанным в тексте конкретным видам игрушек.
"От старинных художественных и кустарных игрушек прямой переход к фабричной игрушке. Это — новая эпоха, новая далеко не только по технике, но и по замыслу, целям и покупателю, к которому она обращается.
Фабрика игрушек, как и всякая иная фабрика, проводит принцип возможно большего разделения работы на отдельные части. В результате — ускорение производства, удешевление его, более высокие технические качества, возможность выбросить на рынок сразу огромное количество дешевой и модной игрушки. Самое распространение игрушек фабрика обеспечивает себе обычными средствами современной торговли: рекламой и агентурой. Качество, полезность, вред подлежащего продаже предмета никого не занимают.
Мы видим то же и в области детской литературы, где могущественные издатели заполняют рынок — книжные магазины, писчебумажные торговли, всевозможные универсальные базары — угнетающим количеством книг и довели качество детского чтения до крайне низкого уровня. То же с фабричной игрушкой: она дешева, она продается везде и преследует назойливо и соблазнительно ребенка и на пути в школу, в соседней лавке, и на прогулке и так далее. Кустарная игрушка этого не делает и не умеет пока.
Как серьезное обстоятельство в фабричном производстве игрушек, надо отметить, что фабрика до чрезвычайности расширила понятие об игрушке.
Художественная и кустарная игрушка имеет определенный круг предметов: животные, куклы, солдат, предметы домашнего обихода, — и почти всё.
Фабрика с самого начала стала на почву воспроизведения жизни для детей: игрушкой может быть всякий предмет в маленьком виде. И действительно — большинство игрушек, выпущенных большими фабриками Германии и Франции от появлении их до настоящего времени, есть не что иное, как история внешнего быта в уменьшенном виде.
Не только замысла, то есть чистого творчества, но и комбинации, попытки приспособления к детской психологии нет и не было в этих игрушках, в них нет ни художественности, ни примитивности. Они сделаны людьми, которых никто не надоумил принять в соображение особенности детского восприятия, ненужность мелочей, любовь к краскам, их неспособность видеть многое, что нам, взрослым, кажется очень важным.
В качестве игрушек фабрика выпускала всякие средства передвижения: железные дороги от первого паровоза до новейших усовершенствований, вплоть до настоящей маленькой железной дороги, пароходы, военные суда, пушки и другое; почту; модели машин и земледельческих орудий, физические приборы; теперь в игрушках прошли все стадии развития воздухоплавания.
Страстное стремление Германии к положению сильной морской державы сказалось в появлении великолепных маленьких судов всех типов. Это — часть пропаганды, которая ведется в немецкой школе для подъема национального духа. Торговля и на этот раз перевела идейное движение на копейки и сделала морские игрушки очень ходкими. Это лишь один пример. Их много можно было бы привести.
Разница между фабрикой и кустарём видна. Большинство фабричных игрушек находится в руках людей, ничего общего с детьми не имеющих. Но деньги сумели распространить фабричные игрушки. Бороться с ними — не только во имя кустарей, но и во имя детей — никому не приходило в голову; необходимость борьбы и средств для нее подготовлялись целым рядом крупных культурных фактов; подготовлялась реформа, можно сказать революция, в деле воспитания детей, с одной стороны, и огромный переворот в искусстве — возрождение прикладного искусства — с другой.
„Век ребенка“ взялся за пересмотр всего, чем живут дети XIX века, чем питаются духовно, чем готовятся к будущему. Это была проверка, далеко еще не законченная, всего исторически принятого, перешедшего в догмат. Дошла очередь до интереса к игрушке в 90-х годах XIX столетия. Этот интерес оказался не случайным и не модой только. Он имел глубокие корни.
Во-первых, психология после целого ряда наблюдений и исследований установила, что те интересы, которые составляют содержание эстетического чувства, проявляются y детей уже очень рано; и если из этой основы обыкновенно очень мало извлекается для общего и гармонического развития человека, то в этом повинно современное воспитание и обучение, целиком направленное только на развитие умственных способностей, как якобы единственно нужных и полезных в жизни. Психология поэтому дала толчок к развитию у детей природного эстетического чувства. Игра же есть первое проявление этого чувства. Отсюда важность игрушек.
Новая педагогика пошла по этим следам. Сначала приступили было к изучению детских рисунков. Последние так ярко, так несомненно обнаруживают детские представления о внешнем мире, в связи с возрастом и степенью развития, что этим следовало бы руководиться при создании игрушек. Иллюстрация детской книги уже считается с этим. Одновременно с психологией и педагогикой на пользу современной игрушке послужило и то, что искание нового стиля, как объединяющей силы для всего современного искусства, привело к возрождению прикладного искусства.
Правда, новый стиль не найден, шатания продолжаются, под новым часто разумеют возврат к старому, к народному, но все же оживление огромно; ремесло подошло очень близко к искусству, по крайней мере, в некоторых местах и в некоторых отраслях. Обновление игрушки может быть понято только в связи с общим движением и новаторством в прикладном искусстве вообще.
Об игрушках в новом стиле можно говорить только в Германии и в Австрии. (Во Франции необходимо отметить игрушки, исполненные по рисункам Каран-д’Аша и Рабие. Прим. ред.)
Хотя все новое прикладное искусство зародилось и развилось в Англии и хотя далее нигде в мире не сделано так много самобытного и своеобразного в духе свободного воспитания, как в Англии, но игрушки не нашли себе там творцов среди новых художников. В Германи же с 1896 г., со времени „первой германской выставки прикладного искусства“, игрушки стали предметом серьезного внимания.
С тех пор часто устраивались специальные выставки детских книг и игрушек рядом с произведениями детского творчества; устраивались и продолжают устраивать его конкурсы; часто это предпринимают провинциальные музеи в целях развития местных игрушечных промыслов и поднятия уровня художественно-промышленных школ (Брюн, Нюрнберг). Вот что говорит устроитель брюнской выставки, директор местного музея прикладного искусства:
„Словаки поныне ходят по городам и селам со своими игрушками. Здесь еще много старинного, — даже рождественские ясли сохранились в своих старинных народных формах. Это обстоятельство уже давно заставило музей подумать о сохранении народных традиций и оживлении их силой новых художественных образцов. Но это долго не давалось. Игрушки находятся во власти фабрики, а художники долго раздумывали, прежде чем решились снизойти с своих олимпийских высот до такого маленького дела, как игрушка. Если и вообще нельзя сделаться, а надо родиться художником, то несомненно, что для детей может только тот творить, кто для этого родился. Скольким отказано в даре понимания детской души, ее печалей и радостей, в умении овладеть ею, привлечь к себе! Обычная игрушка лучше всего это доказывает: хорошо, прекрасно сделана, а нравится только взрослым. Эти игрушки хороши для витрин, для декорации елки, но кто играл с детьми, знает, что они мертвы и не дают ничего!“
Конкурс удался. Выставлено было много нового, интересного, главным образом, деревянные игрушки, весьма упрощенные, но сохранившие в художественных руках всю силу передачи фигуры, движения и оставляющие для фантазии и иллюзии ребенка широкое поле перевоплощения. В свое время выставка обратила на себя большое внимание и оказала влияние на фабрики и кустарей. То же самое можно сказать и о конкурсе-выставке Нюрнбергского художественно-прикладного музея; эта выставка имела целью повлиять на мастерские и отдельных кустарей в Партенкирхене (Бавария), где очень много занимаются производством игрушек. И тот и другой музеи, с тех пор собирают образцы новых игрушек и являются, таким образом, источниками для ознакомления с новым движением. Образовавшиеся за последние 10 лет несколько „объединенных художественных и ремесленных мастерских в Берлине, Вене, Дрездене, Мюнхене, Бремене, Дармштадте, Любеке, с первоклассными художниками во главе дела, широко развили игрушечное производство в новом стиле. Наиболее интересными, своеобразными по художественному замыслу являются игрушки венские, мюнхенские, дрезденские.
Всюду здесь пока видна только художественная затея; как таковая, она руководится представлением художника о детском творчестве, о воображении ребенка, стремлением уловить в предметах примитивное, характерное, отбросить все побочное, украсить эту основу веселыми, бодрящими красками и дать в руки ребенку; все остальное, то есть живые подробности, детали, драматический элемент, внесет сам ребенок своим творческим инстинктом игры. Но это примитивное, характерное далеко не одинаково по понятиям художников разных толков, а этих толков множество в современном беспокойном искусстве. Поэтому в Вене детям преподносится одно, а в Любеке совершенно иное".
Начало статьи здесь:
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Подготовка материала: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", директор Международного Объединение Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды", соорганизатор выставки "Праздник кукол. Кремль в Измайлово"
Галерея "Кукольный переулок" находится в Измайловском кремле по адресу: Измайловское шоссе, дом 73ж, 8(916)037-16-24, 8(910)452-62-86 www.kremlin-izmailovo.com - Кремль в Измайлово
Филиал галереи находится в Московском театре кукол (МТК) на Спартаковской улице
www.mospuppets.ru - Московский театр кукол (МТК)
Инстаграм @kukolny_pereulok_kremlin
Наш канал "Япония. Куклы, сказки и легенды"
Наш канал "Небесная библиотека"