Время упущено. Кольцо советских войск замкнулось вокруг Кёнигсберга.
В это время, произошло то, чего так опасался Альфред. 15 января 1945 года, сокрушительные удары Красной Армии нанесли серьезные поражение немецкой группировке, всё железнодорожное сообщение оказалось блокировано, дороги в западном и южном направление отрезаны.
Драгоценное время бездарно упущено. Тем не менее, оставались лазейки для вывоза награбленного. Эвакуация продолжалась и морем и сушей в направлении Вислинского залива.
Стреляный воробей, Альфред отмел все эти ненадежные маршруты. Трезво оценивая ситуацию, Роде понимал, что господство авиации в воздухе и ВМФ на море, оставляют ничтожные шансы для перевозки главного своего сокровища.
Роде продолжал тянуть время, пытаясь, найди выход из ловушки. Прошло два месяца и вокруг столицы Восточной Пруссии окончательно замкнулось кольцо советских войск. Последующие события апрельских дней 1945 года, нам более-менее известны. По показаниям кенигсбергских ополченцев (Фольксштурм), 05.04.1945 года, Янтарная комната по-прежнему находилась на территории Королевского замка.
В этот же день, происходит странное событие. Ровно на пять дней, с 05 апреля до 10 апреля, исчез Альфред. Где он болтался все это время, выяснить не удалось.
6 апреля начался штурм Кёнигсберга, 8 апреля капитулировал гарнизон Королевского замка. 10 апреля в Кёнигсберге объявился Роде, и как ни в чем не бывало, отправился на свою съемную квартиру на улице Беекштрасее дом 1 (современная улица Алябьева). Что заставило Альфреда остаться в Кёнигсберге? По сути, занимая высокий пост, он имел все возможности спокойно бежать из города. Члены комиссии, посовещавшись, решили прояснить этот животрепещущий вопрос.
Сосредоточившись на апрельском периоде жизни Альфреда, исследователи установили следующее.
20 апреля 1945 года, в Кёнигсберг прибыл Александр Яковлевич Брюсов, младший брат знаменитого советского поэта Брюсова. Профессор археологии А.Я.Брюсов, отвечал за поиск и возвращение музейных ценностей в СССР. К сожалению, Брюсов, на тот момент относился к Янтарной комнате, как к одному из пунктов внушительного перечня ценностей, подлежащих возвращению, и не придавал особого акцента поискам комнаты.
Тем не менее, Брюсов, будучи грамотным специалистом и управленцем, прекрасно понимал, что собственными силами с фундаментальной задачей справиться будет сложно, активно привлекал музейных работников, которые остались в Кёнигсберге. Не обошел он своим вниманием и Альфреда Роде. Причем Брюсов считал доктора самым главным своим помощником. Прекрасно зная научные работы Альфреда, в том числе его книгу "Янтарь, немецкий материал" Брюсов определил кабинет Роде рядом с собой, назначил зарплату и продовольственный паёк и официально закрепили квартиру на Алябьева за своим коллегой.
Нужно отдать должное Альфреду, он работал на новом месте с такой же немецком педантичностью и ответственностью, как и при фашистах.
Скрупулезно изучив воспоминания работников комиссии Брюсова и опросив оставшихся в живых очевидцев, исследователям открылась крайне любопытная картина.
Альфред Роде, в процессе совместной работы сблизился с Брюсовым и держался подчеркнуто сухо с прочими членами группы. Оставаясь скрытным, доктор выкладывался на сто процентов, постоянно принося ощутимую пользу. По словам очевидцев, Роде периодически порывался рассказать что-то важное Брюсову, но разные обстоятельства не позволяли ему этого сделать.
По крайней мере, два раза Роде показывал Брюсову разрушенное здание на Штайндаммштрассе (ул.Житомирская) и Ланге Райе (ул.Барнаульская). Подробно про эту версию, можно почитать в моей статье
Поиски Янтарной комнаты в Вислинском заливе.
Брюсова представленное здание не впечатлило. Для разбора завалов, требовалась применять уйму техники и рабочей силы. Кроме того, как доложил профессор, в подвалах отсутствовали картины из длинного перечня Брюсова.
Внезапно, 15 декабря 1945 года, Альфред Роде и его жена, скоропостижно скончались в своей квартире. Нашлось и медицинское заключение, в котором значилось, что супруги Роде скончались от дизентерии. Естественно, такая внезапная смерть ключевого свидетеля в деле исчезновения Янтарной комнаты казалась крайне подозрительной. Стоило копнуть чуть глубже, и странности посыпались одно за другим. Опрос соседей показал, что 14 декабря, супруги чувствовали себя превосходно и умирать не собирались. Похоронная команда, провожавшая в последний путь чету Роде, появилась из ниоткуда и канула в никуда. Врач Пауль Эрдман, подписавший заключение о смерти выехал из Кёнигсберга в неизвестном направлении. Где похоронили супругов, также выяснить не удалось.
Напрашивается вывод, что на тот момент, Янтарная комната оставалась в Кёнигсберге. В силу своей страсти, Роде не мог оторваться от своего сокровища.