Рэп зародился в среде чернокожих в семидесятых, в Бронксе. Потом что-то произошло, и он распространился по всему миру – нынче это мейнстримовый, по сути, в уникальном его проявлении – настолько мейнстрим, что вытесняет поп-музыку. Нынче даже в киношках скорее можно услышать разные подстили хип-хопа – субкультуры, которая еще лет 15 назад была гиковским увлечением.
В мире существует несколько крупных экосистем, завязаных на рэпе. Во-первых, это американский рэп. Потом идут французский и немецкий – может, в этот список стоит добавить и английскую школу. И абсолютно необычное положение, особенно в последние годы, занял дико растущий в своих объемах русский рэп.
Русский рэп уникален тем, что в нем нет ничего, выделяющего его в отдельный стиль – кроме языка исполнения. И в этой своей копирующей сути, он перебрал все стили, существующие в Европе или США. Тут тебе и генгста-рэп, и трэп, и олдскул (в русском рэпе олдскулом считаются записи до 1998 года – до песни "Моя игра", Басты. Например, Лика МС или БТЛТ). В середине нулевых русский рэп захватила немецкая манера подачи – агрессивный, рваный рэп на русском, читаемый русскими, живущими в Германии – 1.Класс, Джинекс, Стим. В десятых, с подачи русско-лондонской братии (Оксимирон, Маркул, Ноу Лимит) до нас дошел грайм на русском. В районе 2017 в Америке захайпили эмошники и несовершеннолетние Лил Пампы – и русский рэп быстро запилил свое отражение тренда.
А вот такого, чтобы можно было сказать "вот это черта русского рэпа" – такого в русском рэпе нет. Есть, конечно, уникумы типа Скриптонита или Эйсика – но их можно было бы положить в папочку "постмодернизм" и не париться. Или вот Каста, года с 2008-го, пошла в литературную сторону – но тут даже уникальности никакой нет, просто сильнее вылизывают текст.
Если подумать, то русский рэп отлично вписывается в общую историю государства. Туда, где еще Петр I "догонял и перегонял" Европу, потом Советы занимались этим же, копируя западные наработки. Нынче демократию пытаются скопировать. Ничего нового.