Найти в Дзене
Galina Gal

Особенности воспитания мальчика в семье

Особенности воспитания мальчика в семье В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все делать красиво. Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских
Отец-это образец для сына как представитель сильного пола
Отец-это образец для сына как представитель сильного пола
ОН ТОЖЕ МУЖЧИНА
ОН ТОЖЕ МУЖЧИНА

Особенности воспитания мальчика в семье

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все делать красиво.

Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы.

В силу половых особенностей мальчиков воспитывать их несколько сложнее. Успеваемость в школе у них ниже по сравнению с успеваемостью девочек, они менее самокритичны; в среднем школьном возрасте среди них в результате упущений в воспитании чаще появляются «трудные» подростки, которым свойственны вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания, сквернословие и др.), а также правонарушения (хулиганство, воровство). Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем и на супружеской жизни.

Влияние родителей очень важно для детей. Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего, на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына, рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела. Мать в глазах мальчика должна воплощать в себе все лучшее, что вообще характерно для женщины. Своей искренней и бескорыстной любовью она вызывает ответные чувства у сына, стимулирует его эмоциональное развитие. Отношение к матери дает возможность мальчику в определенной степени усвоить характер взаимоотношений с лицами женского пола вообще, приучает его проявлять заботу о людях, оказывать необходимую помощь окружающим.

В подростковом возрасте для мальчиков приобретает актуальность проблема выбора будущей профессии. В данном случае полезны беседы общего характера – о роли труда в жизни человека, о необходимости добросовестного отношения к любой работе, о важности учета индивидуальных склонностей и способностей, рассказы о людях разных профессий, обсуждение преимуществ и недостатков той или иной конкретной специальности. Отцу и матери следует рассказать о собственной работе, ее трудностях и радостях, может быть, показать свои рабочие места, продукцию и т. д. Наиболее благоприятным результат бывает, когда ответственный вопрос о выборе сыном жизненного пути решается согласованно и не вопреки его желанию.

В юношеском возрасте многие качества личности, черты характера в основном уже сформированы, и задача родителей – способствовать их совершенствованию, надлежащей корректировке, преодолению имеющихся недостатков. Главное направление воспитательных усилий отца и матери – подготовка достойного гражданина, добросовестного труженика, хорошего семьянина, надежного защитника Родины.

Важен личный пример родителей, других старших членов семьи. Их поведение, поступки, высказывания, оценки людей и событий убедительнее всяких наставлений и нотаций воздействуют на молодежь, как бы автоматически выступают эталоном для подражания. Не нужно жалеть времени на непринужденные беседы и обсуждение злободневных вопросов – дети должны знать мысли, взгляды отца и матери. Необходимо ненавязчиво давать советы. Это в сущности то же поучение, но оно не внушается, а предлагается на основе равноправия.

Следует назвать и такую форму воспитания, как просьба. Если родительские просьбы учитывают реальные возможности сына, сформулированы надлежащим образом и не слишком часты, то юноша, как правило, охотно откликается и выполняет их, старается оправдать возлагаемые на него надежды.

Эффективное воспитание учащихся старшего школьного возраста в семье – дело важное, ответственное и весьма непростое. Здесь требуются творческий подход, умение быстро ориентироваться, учитывать реальную обстановку, проявлять инициативу, находчивость, смекалку. Но самое главное – родители не должны рассчитывать, что все само собой образуется, им необходима твердая установка на целенаправленное воспитание своего сына, осознание высокой ответственности за подготовку юной смены. Поэтому важно постоянно пополнять свои педагогические знания, использовать положительный опыт других родителей, поддерживать сотрудничество со школой, учителями, слушать специальные лекции, читать литературу, рассчитанную на родителей.

Забота о мальчике с определенного возраста должна перерасти в доверие к нему.

В возрасте от 0 до 5 лет мальчик нуждается в ласке и общении. Как правило, к мальчику относятся строже, наказывают его, меньше обнимают, чем девочку, меньше разговаривают.

Но в этом нежном возрасте любой ребенок нуждается в безусловной любви, общении, заботе и ласке. И мальчику это жизненно необходимо, он очень травматично воспринимает закрытость родителей по отношению к нему, у него возникает ощущение, что с ним что-то не так, что он не достоин любви. Так же желательно, чтобы до трех лет малыша не разлучали с мамой, чтобы он был на домашнем воспитании – у мальчиков возникает очень сильный стресс и ощущение брошенности, если он оказывается без родителей в этом возрасте.

В этом возрасте мальчика нельзя наказывать. Маме важно в этот период гордиться достижениями сына, отец играет вместе с ним в мальчишеские игры, и малыш усваивает доброту и любвеобильность этого мира, он усваивает уроки доброты, доверия, тепла и радости.

Формула доверия в этот период выражается так – «с моим ребенком все хорошо», даже если в пятый раз после вашей просьбы выворачивает на пол содержимое всех баночек.

В период от 5 до 14 лет у мальчишек наступает период мужественности. В этот период на сцену выходит отец, именно он приобретает решающее значение в жизни ребенка. В мальчике в это время просыпается интерес к мужским занятиям – он внезапно может начать драться и бороться, играть в шумные игры, увлечься оружием, подражать во всем отцу или другому примеру мужчины (важно, чтобы в его окружении оказался достойный пример, который будет любить мальчика).

Мальчику особенно важно внимание отца, его похвала, его время, которое он проводит вместе с ним, важно подключаться к делам отца, быть таким же полезным семьи и обществу. Если отец игнорирует сына в этот период, у мальчика может резко измениться поведение в худшую сторону, он может начать воровать, мочиться в постель, агрессивно вести себя в школе, проявлять агрессию, грубить – таким образом он хочет привлечь внимание к своим нуждам в руководящей роли наставника-мужчины.

Контакт с мамой в этом возрасте тоже важен, мама также проявляет заботу о сыне, но у нее должны появиться новые нотки в общении:

- ей нужно всячески поощрять общение сына с отцом, передать отцу полную ответственность за воспитание сына, и ни в коем случае не наказывать мальчика, когда его наказывает женщина, мальчик испытывает огромное унижение и может навсегда затаить на женщин злобу.

- давать ребенку больше самостоятельности, не помогать, если мальчик не просит сам о помощи;

- позволять ему совершать ошибки, нарабатывать свой опыт, ни в коем случае не опекать, не трястись над ним «оденься, ты замерзнешь», «что-то ты не весел, что произошло?» и др.

У мальчика уже должен появиться свой круг ответственности, отец обучает его держать свое слово, причем делает это не словами, а на деле показывает, как это делается, и какие последствия наступают, когда нарушаются обещания.

Очень важно, когда у отца в семье есть авторитет, а его создает жена своим послушанием мужу. Если жена послушна мужу, сын тоже будет слушаться отца и уважать его. Если же у женщины масса претензий к своему мужчине, и она его ни во что не ставит, ребенок будет непослушный. И пенять нужно не на сына, а развивать в семье другие энергии, чтобы передать их ребенку.

Наказания для мальчика в этом возрасте допускаются, но они:

- должны быть адекватны проступку;

- не должны унижать его как личность.

Перед наказанием должен состояться «взрослый разговор», где в диалоге родитель и ребенок решают, какое наказание он понесет за свой проступок.

Такой разговор провести несложно, если в семье выстроены отношения уважения, и где так привыкли общаться друг с другом. И очень сложно, если в семье каждый живет сам по себе, предъявляя друг другу претензии, и требуя друг от друга наслаждения.

Формула доверия в этом возрасте – «Я знаю, что ты сам можешь это сделать».

В возрасте от 14 лет и старше воспитывать ребенка уже поздно, с ним нужно дружить, и основы этой дружбы уже должны быть выстроены, сейчас родители пожинают плоды своего воспитания в прошлом.

Это очень сложный возраст для ребенка – он отчаянно нуждается в поддержке, но при этом отрицает все авторитеты, особенно родительский. В это время на первый план выходят друзья, наставники вне семьи.

Именно в этот момент ребенок выбирает, по какому пути он будет идти дальше – по пути наслаждения и разрушения, либо по пути созидания и обучения. И это зависит от того, какое окружение будет у ребенка к этому моменту – сильные духом люди, с которыми он дружит и общается или «местные герои», которые призывают его «быть крутым и все попробовать».

Это окружение создают родители – с кем они общаются, какие ценности проповедуют сами, все это будет впитывать или отвергать ребенок.

Формула доверия в этом возрасте: «я люблю тебя и приму таким, как ты есть, и ты всегда можешь найти мою поддержку, что бы у тебя не произошло».

-3