Найти тему
The Capital

Что больше всего необходимо образованию? —100 дней до поправки

Оглавление
Автор: VitalikRadko
Автор: VitalikRadko

Введение

Не осталось больше сомнений в том, что эффективность российского образования с каждым годом падает. Школьное образование перестало давать плоды, а высшее стало доступным только привилегированной части общества, образовались новые маргинальные группы среди перспективной молодёжи, а большая разница между образованием в Москве и деревнях вовсе не даёт шанса на успешное развитие без реформ и поправок.

Представляем Вашему вниманию первую серию проекта "100 дней до поправки", главной задачей которого является поиск решений насущных вопросов, дискуссия по ним и формирование общественных запросов.

-2

Всё идёт из детства

В своём начале российское образование полностью перешло из советского. В 90-е некогда было придумывать что-то новое, и это казалось самым правильным выходом: "работает — не трогай".

Но после стабилизации политической ситуации образование должным образом не реформировалось.

СССР

Советское образование считали одним из лучших, и так оно и есть. Но главная специфика в том, что на данный момент оно полностью устарело.

СССР всегда нуждался в рабочем классе, тяжёлой промышленности и инженерах. Всесоюзная индустриализация, большие амбиции и невыполнимые пятилетние планы. Всё это легло в основу советского образования: оно было заточено именно под эти цели.

Россия

Но в современной России актуальными являются совсем другие вопросы.

  1. В первую очередь — это экономика. России нужны хорошие экономисты, которые смогут создать независимую мощную экономическую систему, отвязать Россию от нефтедоллара и улучшить кредитный рейтинг страны.
  2. Политика. России нужны новые политики, политологи, политтехнологи, управленцы и идеи. Их главная задача — это формирование у общества новых запросов. Когда общество ничего не просит, образуется застой, обходящийся очень дорого жителям России.

Школа

Автор: fightbegin
Автор: fightbegin

Основные реформы должны затронуть именно школьное образование. Сегодняшняя ситуация никуда не годится.

  1. Среда. Школа должна перестать быть закрытой системой. Открытость — основной ключ к успеху. Это касается не только заборов, охраны, кучи камер и входа по пропускам. Школа должна активно сотрудничать с родителями, рассказывать об успехах и неудачах ребёнка, о его развитии и выборах.
  2. Комфорт. Школа должна перестать быть тоталитарной карательной системой. Дети должны чувствовать в ней себя комфортно. За детьми должны, конечно, присматривать, но никаким образом не заниматься дисциплиной. Это работа родителей. Все разногласия школа и родители решают в частном порядке.
  3. Свобода. Этот пункт вытекает из предыдущего. Школа должна стать свободной. Нужно перестать указывать детям, где сидеть, как писать, чем писать, когда и чем заниматься, когда отдыхать, а когда можно побегать и порезвиться, чем заниматься после школы. Правильный подход — это научить детей планированию. Пусть каждый ребёнок сам определяет, как ему удобно заниматься и когда. А родители в этом ему помогут.
  4. Учителя. Учитель должен быть в первую очередь другом для ребёнка. Дети проводят очень много времени в школе и должен быть взрослый человек, которому они доверяют и верят. Учителя должны обязательно проходить курс психологии. Ни в коем случае нельзя допускать до детей некомпетентных учителей. Должен происходить психологический отбор кандидатов на должность. Учитель должен работать, не потому что ему платят, а потому что он профессионал, ему нравится быть с детьми, он хочет отдавать частичку себя каждому ученику. Также учитель должен обладать автономностью и не зависеть от прихотей директора, федерального центра или министра образования.
  5. Классы. Уже нет никакой необходимости в классах по 30 человек (они вводились для быстрой подготовки основам большого количества людей). Школы должны перейти на индивидуальный подход. 10 учеников в одном классе будет вполне достаточно. Такая система позволит снизить загруженность учителей и увеличить эффективность обучения. Внутри одного класса дети поделятся на группы (2-3 человека) для выполнения коллективных заданий — так, у учеников сформируются навыки распределения обязанностей, а учителям будет проще контролировать результат.
  6. Обучение. В современном мире нельзя жить обособленно от остального мира. Российская школа должна перенимать опыт зарубежных и активно с ними сотрудничать. Образование — это дело не одной страны, а всего мирового сообщества. Постоянные корректировки программы позволят обучать детей актуальным вещам.
  7. Программа. Детей в первую очередь должны учить общаться.

    В начальных классах приоритет должен отдаваться языкам: русский, родной, английский, немецкий, латынь. Так детям будет проще изучать сложные науки (историю, философию, ботанику и другие).

    Средняя школа должна быть построена в форме "кейсов", показывающих различные жизненные ситуации (кафе, больница, защита проекта, транспорт). На этом этапе нужно объяснить как что с чем связано и как работает, дать детям моделировать ситуации и брать инициативу в свои руки.

    Старшая школа должна быть построена по принципу полной инициативы учеников, проектов и стартапов. На этом этапе ученики должны получить навыки общения с реальной средой, а не школьной модуляции.
  8. Автономность. Не только учителя должны быть относительно независимы, но и сами школы. У школ будет выбор разных образовательных программ, но при этом нельзя запрещать практиковать своё видение образования.
  9. Архитектура. Здания школы должны проектироваться опытными архитекторами. Недопустимо использование типовой застройки. Школы должны стать не просто уникальными строениями, а центрами притяжения всей молодёжи. Внутри преимущество должно быть за светлыми цветами (белый, светло синий и так далее), никаких закрытых кабинетов, все стены должны быть стеклянными, все кабинеты хорошо просматриваемы. Если здание имеет больше одного этажа, то обязательно оборудовано лифтом. Внешняя территория также должна быть благоустроена и открыта для каждого. Так дети более младшего возраста смогут контактировать со старшими.

Университеты

Автор: blinow61
Автор: blinow61

Первое и главное, что нужно делать с высшим образованием в России — это включить его в мировую систему. Наши преподаватели должны иметь возможность съездить на несколько лет в университеты Европы и США. Российские студенты — поддержку в возможности пройти практику в западных странах.

Финансирование

Российское образование недостаточно финансируется, многие учебные заведения работают с базами 80-х годов (им уже почти полвека!).

Также многие здания нуждаются в реконструкции и ремонте, с этим медлить уж точно нельзя — иначе завтра придётся строить на обломках.

Зарплаты у учителей нужно пересмотреть, и начать платить деньги просто за их работу. Никакая система баллов, поощрений и бонусов не должна составлять больше 10% от чистой з/п — так нельзя будет давить на учителей ненужными планами и отчётами.

Частные учреждения

Нужно развивать и альтернативу государственному образованию. Гос. помощь в организации частных школ поможет создать конкурентную среду. Ведь мы же знаем, что в монополиях развития нет.

У родителей должен быть выбор, куда отдать ребёнка, и государство не в праве его отнимать.

Платное образование

Самая неприятная вещь этого плана реформ — высшее образование должно стать полностью платным. Это повысит не только качество, но и доступность. Будут не нужны куча репетиторов, дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ и олимпиады ради дополнительных баллов.

Такая мера также снизит нагрузку на гос. бюджет и даст вузам автономию.

Вывод

Итак, к 2020 году на обучение в России наложились многие проблемы. Чёткий план реформ поможет вернуть величие нашей системе образования. Мы должны требовать от министерства изменений. Нельзя отдавать будущее наших детей в лапы государства.