Найти тему
Кино Странник

"Нью-Йорк" Кауфмана - самый личный фильм "гения Голливуда"

"Весь мир - театр, а люди в нем - актеры"...

- Жестковато, вам не кажется?

- Возможно, зато правдиво".

Источник фото: mattystanfield.com
Источник фото: mattystanfield.com

Чарли Кауфман - автор сценариев к таким фильмам как "Адаптация", "Вечное сияние чистого разума", "Быть Джоном Малковичем", за который он получил Оскара и заработал репутацию "сценарного гения" голливуда.

"Синекдоха" - фильм со странным названием и это первая картина Кауфмана как режиссера - самая личная и прочувствованная. А ещё эпическая, смешная и грустная.

Герои здесь говорят почти как в фильмах Вырыпаева - голосом подсознания. Вроде обычный бытовой диалог, но каждая фраза полна аллюзий и трактуется одновременно в нескольких смыслах. В этом гений Кауфмана.

Режиссер заманивает зрителя в свой мир постепенно, нарочно обманывая ожидания и путая жанры.  (источник фото: film.ru)
Режиссер заманивает зрителя в свой мир постепенно, нарочно обманывая ожидания и путая жанры. (источник фото: film.ru)

Герой - театральный режиссер, живет обычной семейной жизнью. Ребенок, жена, утренние разговоры - всё намекает на унылую будничность происходящего. Дотошное внимание к бытовым деталям, четко прорисованные психологические портреты персонажей создают иллюзию реалистичности этого мира.

Сначала автор лишь дразнит зрителя редким вкраплением сюрреалистических деталей и всё это вызывает лишь легкое недоумение. Но со временем необъяснимых моментов становится всё больше, пока они не становятся доминирующей силой, а сама история плавно, почти незаметно, превращается в путешествие по глубинам психики героя, в сон, состоящий из метафор, рваных кадров и нелогичных вкраплений сюжета.

Риэлтор с клиентом обсуждают покупку горящего дома, разговаривая о его метраже и убранстве. Жена забирает дочь и сбегает к любовнику. Герой решает снять пьесу мечты - гениальное творение, которое станет плодом всей жизни и сама будет как жизнь...

Это самоирония Кауфмана. Его творчество - это и есть его пьеса мечты, идеальный фильм, который будет итогом всего жизненного опыта.

Начинаясь как почти комедия, фильм меняется, шутки становятся все более грустными, а мы как под воду погружаемся в полное экзистенциальное одиночество героя.

И в какой-то момент, вдруг, осознаешь, что вся показанная в фильме реальность - целиком внутренняя. Пьеса мечты - это метафора жизни, где меняются актеры и роли, а сценарий бесконечно совершенствуется и дополняется. Декорации становятся гигантскими, вырастая до размеров города. Актеры, играющие самого героя, стареют и меняются, а сам автор уже путается, где реальность, а где - его пьеса - как в линчевском "Малхоланд драйв".

Всё это сливается в неразделимый узел и становится фарсом. Идут годы и десятилетия, но пьеса никогда не будет закончена, потому что это просто мечта человека об идеальном, которого не существует...

Пьеса про жизнь - это и есть сама жизнь, меняющаяся, текущая, за которой никогда не успеть и которую нельзя зафиксировать.

источник: film.ru
источник: film.ru

Режиссёрский дебют Кауфмана получился масштабным и самым автобиографичным из его сценариев. По духу, он очень близок фильму "Мама" другого гения Даррена Аронофски, а по стилю - фильмам Девида Линча.

Фильм шокирует и смешит, удивляет, волнует и оставляет сложное и глубокое послевкусие. Над ним хочется размышлять, он не отпускает сразу после просмотра.

Многообразие образов, цитат и отсылок ребром ставит перед нами самые острые и важные вопросы про нашу жизнь, её смысл, про выбор и свободу воли.

Но Кауфман не дает ответов, потому что честен и признает, что он их не знает. Он лишь ставит нас перед этой бездной смыслов и бессмыслицы, позволяя каждому из нас ответить на них самостоятельно.

Телеграмм-канал @kinostrannic