"Весь мир - театр, а люди в нем - актеры"...
- Жестковато, вам не кажется?
- Возможно, зато правдиво".
Чарли Кауфман - автор сценариев к таким фильмам как "Адаптация", "Вечное сияние чистого разума", "Быть Джоном Малковичем", за который он получил Оскара и заработал репутацию "сценарного гения" голливуда.
"Синекдоха" - фильм со странным названием и это первая картина Кауфмана как режиссера - самая личная и прочувствованная. А ещё эпическая, смешная и грустная.
Герои здесь говорят почти как в фильмах Вырыпаева - голосом подсознания. Вроде обычный бытовой диалог, но каждая фраза полна аллюзий и трактуется одновременно в нескольких смыслах. В этом гений Кауфмана.
Герой - театральный режиссер, живет обычной семейной жизнью. Ребенок, жена, утренние разговоры - всё намекает на унылую будничность происходящего. Дотошное внимание к бытовым деталям, четко прорисованные психологические портреты персонажей создают иллюзию реалистичности этого мира.
Сначала автор лишь дразнит зрителя редким вкраплением сюрреалистических деталей и всё это вызывает лишь легкое недоумение. Но со временем необъяснимых моментов становится всё больше, пока они не становятся доминирующей силой, а сама история плавно, почти незаметно, превращается в путешествие по глубинам психики героя, в сон, состоящий из метафор, рваных кадров и нелогичных вкраплений сюжета.
Риэлтор с клиентом обсуждают покупку горящего дома, разговаривая о его метраже и убранстве. Жена забирает дочь и сбегает к любовнику. Герой решает снять пьесу мечты - гениальное творение, которое станет плодом всей жизни и сама будет как жизнь...
Это самоирония Кауфмана. Его творчество - это и есть его пьеса мечты, идеальный фильм, который будет итогом всего жизненного опыта.
Начинаясь как почти комедия, фильм меняется, шутки становятся все более грустными, а мы как под воду погружаемся в полное экзистенциальное одиночество героя.
И в какой-то момент, вдруг, осознаешь, что вся показанная в фильме реальность - целиком внутренняя. Пьеса мечты - это метафора жизни, где меняются актеры и роли, а сценарий бесконечно совершенствуется и дополняется. Декорации становятся гигантскими, вырастая до размеров города. Актеры, играющие самого героя, стареют и меняются, а сам автор уже путается, где реальность, а где - его пьеса - как в линчевском "Малхоланд драйв".
Всё это сливается в неразделимый узел и становится фарсом. Идут годы и десятилетия, но пьеса никогда не будет закончена, потому что это просто мечта человека об идеальном, которого не существует...
Пьеса про жизнь - это и есть сама жизнь, меняющаяся, текущая, за которой никогда не успеть и которую нельзя зафиксировать.
Режиссёрский дебют Кауфмана получился масштабным и самым автобиографичным из его сценариев. По духу, он очень близок фильму "Мама" другого гения Даррена Аронофски, а по стилю - фильмам Девида Линча.
Фильм шокирует и смешит, удивляет, волнует и оставляет сложное и глубокое послевкусие. Над ним хочется размышлять, он не отпускает сразу после просмотра.
Многообразие образов, цитат и отсылок ребром ставит перед нами самые острые и важные вопросы про нашу жизнь, её смысл, про выбор и свободу воли.
Но Кауфман не дает ответов, потому что честен и признает, что он их не знает. Он лишь ставит нас перед этой бездной смыслов и бессмыслицы, позволяя каждому из нас ответить на них самостоятельно.
Телеграмм-канал @kinostrannic