«Dungeons and Dragons» для нормального человека - это обычная игра, возможность провести с друзьями досуг, расслабиться в приятной сказочной атмосфере. Даже если вы никогда не играли в неё сами, то наверняка не раз слышали. Она очень известна, ссылки на неё постоянно встречаются в кинофильмах и телесериалах, прочих произведениях массовой культуры. Однако в 80-х годах прошлого века некоторые верующие в христианского бога родители считали, что «Dungeons and Dragons» - это самое что ни на есть порождение дьявола. Эти люди искренне верили, что заклинания, которые дети узнали в игре, действуют на самом деле, что создатели игры хотят затянуть их чад в лапы сатанинского культа.
Нам, в СССР, с его романтичным, безмерно правильным по своей сути государственным атеизмом, было легче. Мы и представить не могли, что охота на ведьм как явление могла пережить Средневековье. Но в той же Америке так называемая «Сатанинская паника» поражала огромные массы людей, заставляя их трепетать при мысли о том, что Люцифер охотится за душами их детей и использует сферу развлечений, чтобы заманить их в ловушку. Хеви-метал, планшеты для спиритических сеансов, видеоигры - это лишь малая часть того, где видели лапу дьявола набожные христиане-фундаменталисты.
Естественно, страх этот появился не на ровном месте и не сразу. Потребовалось довольно много лет, чтобы общество отползло назад от замечательного прогресса в логическом и научном мышлении к полноценному ужасу перед демонами, дьяволом, злыми духами и прочими порождениями больного религиозного воображения. То было действительно сложное время. Народное сознание потрясали то отвратительные преступления серийных убийц, вроде Чарльза Мэнсона, то сообщения об опасных культах, и людям было трудно представить, как зло такого масштаба может существовать в отсутствие прописанного в их священных книгах виновника - дьявола. Каждый раз, когда они включали новости, им сообщали нечто ужасное.
Для радикальных христианских групп это было знамением. Того, что конец света не за горами, и битва добра со злом должна начаться со дня на день. Начали возникать движения фундаменталистов, появились так называемые эксперты. Люди увидели в них некую надежду, ту силу, которая может помочь человечеству в неравной борьбе с хозяином преисподней.
Одним из зачинателей этого движения был известнейший конспиролог Джон Тодд. Он утверждал, что вырос в семье самых настоящих ведьм, и только благодаря вере в Христа ему удалось вырваться из лап дьявола. В основе его пламенных речей лежали тезисы о том, что иллюминаты и сатанисты уже идут за христианами, и что война с этой нечистью неминуема и близка. Естественно, всё это был осознанный бред, и этот деятель менял имена чаще, чем проститутка на сайте знакомств. Так вот, это именно он заявил однажды, что игра «Dungeons and Dragons» использовалась для его воспитания в традициях оккультизма в качестве некоего руководства по практической магии.
Тот, кто хоть раз или два играл в «Dungeons and Dragons», прекрасно знает, что за этой игрой в ожидании своего хода легче уснуть, чем почувствовать присутствие Сатаны и желание подчиниться его воле. Но значительной части американского общества это не помешало увериться в её опасности. Тем более что вскоре в стране произошли несколько убийств и самоубийств, которые при желании можно было связать с этой игрой.
Одним из самых известных случаев стало исчезновение из комнаты в общежитии студента Мичиганского государственного университета по имени Джеймс Эгберт. Парень увлекался программированием и играл в «Dungeons and Dragons» с друзьями. Молодёжь района, где жил Джеймс, много времени проводила в тоннелях, проходящих под местной электростанцией, поэтому, когда он пропал, родители наняли частного детектива по имени Уильям Дир, чтобы найти его. Тот отправился туда и нашёл труп парня. Джеймс совершил самоубийство, выстрелив в себя из ружья.
Суицид молодого человека, перед которым была вся жизнь - этот факт почти невозможно логически понять, объяснить для себя. Вместо того чтобы сделать упор на депрессии, которой Эгберт действительно страдал, или на наркотиках, в употреблении которых он был замечен, СМИ выбрали козла отпущения в виде «мрачной» игры. Он играл в неё! Журналисты, у которых от запаха крови разыгралось воображение, сообщили публике, что парень с друзьями играли отведенные им сюжетом игры роли в подземных тоннелях, и когда персонаж Джеймса умер, он решил последовать за ним. Тот, кто играл в «Dungeons and Dragons», знает, что там в таких случаях просто вытаскивается новый лист героя, но американцы нашли газетное объяснение крайне убедительным.
Этой истории посвящён фильм «Лабиринты и монстры» с Томом Хэнксом в главной роли. Согласно сюжету, игроки не ограничиваются перекатыванием кубиков. Они переносят игру в реальный мир, где персонаж Хэнкса, прототипом которого стал Джеймс Эгберт, теряет здравость рассудка и начинает верить, что события игры происходят на самом деле.
К сожалению, смерти и самоубийства, связанные с «D&D», не ограничились этой трагедией. Но, как отметил владелец компании, выпускающей игру, в 70-х и 80-х годах в «Dungeons and Dragons» играли миллионы детей, а только в 1985 году в Америке покончили с собой 5000 подростков. Так что не удивительно, если некоторое их количество увлекалось этой игрой. Кроме того, как он совершенно справедливо заметил, никто не винит в детских смертях школьный спорт или телевидение, хотя число тех, кто занимается первым и смотрит второе, на порядок выше.
Уже в те далёкие времена в СМИ было принято в любом непонятном случае приглашать в гости «экспертов». По данному вопросу таковым считался психолог по имени Томаш Радецкий. Он называл «Dungeons and Dragons» «поклонением насилию» и даже утверждал, что был свидетелем того, как дети вызывали демонов и входили в астрал во время игры. Когда его просили привести доказательства того, что «D&D» вызывает нарушения психики, он приводил в пример уже упомянутый фильм «Лабиринты и монстры», который, как понятно любому нормальному человеку, является плодом творческой фантазии. Через какое-то время он создал общественную группу, которую назвал «Национальная коалиция по борьбе с насилием на телевидении». Самое забавное, что доктор Радецкий сам оказался далеко не святым, и угодил в тюрьму по обвинению, связанному с наркотиками.
Несмотря на все те логические доводы, что были прямо перед ними, верующие пытались добиться запрета игры и не позволяли своим детям играть в неё. Знаменитый американский карикатурист Джек Чик, известный своими гипертрофированными христианскими убеждениями, создал комикс под названием «Темные подземелья», в которой поведал о молодой девушке, попадающей в лапы игроков «D&D» и теряющей связь с реальностью. Весьма оригинально, не правда ли? Он утверждал, что игра является практическим пособием по оккультизму, и что в конечном итоге дети непременно будут принимать участие в сатанинских ритуалах. «Если вы действительно любите Иисуса, вы пойдете и сейчас же сожжёте всю свою рок-музыку и всё то «D&D», что у вас есть» - гласит подпись к одной из картинок за авторством Чика.
Как бы то ни было, несмотря на всю ту неадекватность, которая когда-то окружала игру «Dungeons and Dragons», идея о её деструктивности и прямой связи с самим Сатаной постепенно выветрилась из общественного сознания. Это и не удивительно. Количество играющих в неё во всём мире достигло уже 20 миллионов и неуклонно увеличивается. Сведений о похищении душ игроков дьяволом как не было, так и нет.
В последние годы внимание верующих христианских родителей переключилось на компьютерные игры как таковые. И «Сатанинская паника» (это, кстати, вполне устоявшееся историческое наименование феномена, о котором мы сегодня рассказали) может стать уроком на этот и все последующие подобные случаи - религиозные фундаменталисты непременно увидят дьявола во всех тех новых вещах, что нравятся детям. Родителям же пристало использовать логику, чтобы не впадать в панику, становясь посмешищем в глазах собственных отпрысков и навсегда теряя их уважение.
Читайте также:
Больше познаваемого читайте на нашем сайте: poznavaemoe.ru