Привет) Это разбор книги "Хулиганы в бизнесе. История успеха Business FM". Хочется оговориться заранее, что я весьма скептически отношусь к русским авторам. Это почти тоже самое, что учиться кинематографу на русских фильмах, очевидно, что американцы на десять шагов впереди, и когда у меня стоит выбор читать книгу про успех американской или русской компании - я всегда выбираю первый вариант, увы. Но у этой истории есть весьма примечательная вещь, то что это реально кейс и вполне успешный кейс, потому что на протяжении всей книги рассказывается история как компания создавалась, как она справлялась с проблемами, которые её конечно же преследовали, и как в конечном счёте она продалась за неплохую сумму денег.
Второй момент, то что в книге присутствуют вставки основателей, а именно трёх основателей. Потому что ты можешь рассмотреть какой-нибудь исторический момент, который например происходил с 2006 по 2007 год, и посмотреть слова и мнения тех основателей, которые сами переживали то, что напрямую было связано с их компанией и это круто, потому что достаточно большое количество даже американских авторов пишут отсебятину, которую не всегда точно можно проверить и понять правда ли это то, что он сейчас написал.
Какой минус? Минус это пожалуй политическая подоплёка. Зачем? Мы читаем про бизнес. Понятно конечно, что мы живём в России и здесь политика это "Ок", но всё таки не хотелось бы, но она есть. Второй минус, то что когда ты хочешь почитать историю успеха стартапа, то ты сильно надеешься читать историю, в которой основатели жертвовали и рисковали своими деньгами, но тут несколько иначе. Был олигарх, который дал денег, хлопнул по столу кулаком и сказал: "Я хочу сми!", - так это сми и получилось. Это пожалуй такие неочевидные, но всё-таки минусы, потому что те истории когда основатели жертвовали своими деньгами - более увлекательные и кажутся более настоящими и реальными.
Те плюсы и минусы, которые я вынес:
Во-первых, конечно же джинса и банальные вещи, про то что должна быть звёздная команда, должны быть супер специалисты - это очевидно и понятно. Но чёрным по белому каждая история успеха говорит: "Нанимайте профессионалов"
Т.е. казалось бы, что когда у тебя ограничен бюджет, то нужно нанимать людей тебе доступных, особенно в данном случае программисты. Я живу в городе Новосибирск и даже у нас, при средней з/п в 20-25 тыс руб, программисты могут зарабатывать около 100 тыс руб. Что же говорить про Москву или европейский или американский рынках. И здесь логика подсказывает: "Так, у меня ограниченный бюджет, можно нанимать тех программистов, на которых ты можешь потратить определённую сумму денег", - но нет, если тебе не хватает денег, то лучше начинать этот стартап в партнёрских взаимоотношениях. Деньги решают не всё, т.е. если вы нашли супер специалиста, который запрашивает невообразимое количество денег - попробуй предложить ему партнёрское взаимоотношение, не жадничай. Если тебе кажется, что ты как основатель должен получать 90%, а остальное как придётся - ты не прав, потому что в этом мире нужно делиться. Так что постарайся выбрать специалистов и предложить им взаимовыгодное сотрудничество, а именно партнёрское сотрудничество. И это, казалось бы, очевидный факт, но я его переосмыслил, и если раньше я слышал какую-то космическую цифру от программиста, то я молча уходил и думал что человек зазнался, как оказалось я был неправ. У каждого продукта есть своя цена и каждой цены есть свой продукт.
Второй вывод, который я вынес - продукт должен быть экологичным, простым и быстрым.
Экологичным и быстрым в том плане, что например история компании Business FM начинается, как бы странно не звучало, с FM станции, но т.е. с радио. И рассказывается про проблемы, с которыми сталкивался этот стартап, т.к. вещать через радио это весьма гемморойно и это 2007 год. Сейчас на дворе 2020 год и мне кажется, что радио - это суперуходящий тренд. Люди будут переходить в интернет, в приложения и в конечном итоге, лет через 5, уже все перестанут его слушать. Так что всегда нужно смотреть на бизнес идею с точки зрения простоты и не нужно усложнять, как это сделали Business FM, они сразу пошли именно в рынок радио и это было, отчасти, минусом этого проекта. Второе, они после того как у них всё-таки получилось решили создать печатное сми и печать газеты и журналы. Когда наступил кризис в 2008 году, то им пришлось сократить этот отдел и поувольнять людей. Казалось бы история не приемлет сослагательных наклонений и нельзя просто так "А что если бы они сделали иначе?", ну всё-таки так сложилось. Кризис расставил всё по своим местам, потому что в тот момент основатели Business FM пытались зайти на телевидение и создать Кино FM, и рассказывать по тому же алгоритму, но о кино. И когда твоя бизнес-модель неустойчива, то естественно во время кризиса она уничтожается, она самоликвидируется. И на тот момент после всех этих экспериментов они оставили радио и сайт, который, кстати, по сей день работает даже у новых покупателей, которые в конечном счёте приобрели этот бизнес.
Так что если ты сидишь и думаешь: "Блин, ну бизнес это сложно, особенно IT-бизнес, особенно в том плане как это выглядит у конкурентов", - то главный вывод: НЕ НУЖНО ИЗНАЧАЛЬНО ПЕРЕМУДРИТЬ В СВОИХ ПЛАНАХ И ИДЕЯХ. СТАРАЙСЯ СНАЧАЛА УПРОСТИТЬ СВОЮ БИЗНЕС ИДЕЮ, СТАРАЙСЯ СДЕЛАТЬ ЕЁ МАКСИМАЛЬНО ПРОСТОЙ И ПОНЯТНОЙ И ТОГДА, ВОЗМОЖНО, В НЫНЕШНЕЕ ВРЕМЯ ТЫ СМОЖЕШЬ ЗАМУТИТЬ ЧТО-ТО ИНТЕРЕСНОЕ.