Найти тему

Как мы организовали литературу на СО и полюбили чтение

Что читать с детьми на СО? Этот вопрос занимал меня ещё до перехода на такую форму обучения.

В пятом классе по литературе дети проходили Гаршина В.М. "То, чего не было". Это произведение разбирали два урока, а потом детям дали задание написать, кто из героев им симпатичен. Сын долго думал, было заметно его замешательство. А потом сказал:

— Мама, мне трудно разобраться с симпатиями в данном произведении.

Жук — не представляет своей жизни без своего шара, он это делает ради детей, которые в свою очередь, тоже будут катать этот шар. Что тут может вызывать симпатии, он не хочет лучшей жизни ни себе, ни детям.

Муравей — недовольный жизнью из-за бесконечной и неблагодарной работы на общество. Тоже не имеет возможности что-то изменить.

Мухи — вообще слов нет, беспринципные создания. Даже не хочу их обсуждать.

Конь пытается о чём-то думать, но не знает, о чём.

Улитка — так её ничего, кроме лопуха, не интересует.

Ящерица не успела высказаться, но потом всем говорила, что пострадала за собственное мнение. Тоже не особо интересный персонаж.

Остаётся кузнечик. Он размышляет о чём-то не материальном, духовном.  Мне он понравился больше остальных, ну, если выбирать из имеющихся. Но он погиб вместе с другими, это странно.

Получается, автор больше симпатизирует мухам, ведь это сказка, а в сказках, как известно, побеждает добро, побеждают герои, которые несут смысл произведения.

Что мы обсуждаем, на что тратим время, коего мало, ведь нужно сделать и другие домашние задания, а ещё каждый день какая-то секция. Что даст ребёнку философия данной сказки?

Не буду критиковать в этой статье учебники и учебные программы. Мне было важно, чтобы ребёнок читал хорошую, по моему мнению, литературу. Ведь сколько времени потрачено на разбор этой сказки. Да, нужно читать разное, и  что-то нравится, что-то не нравится, но нужно всесторонне развиваться, уметь сравнивать, анализировать. В данной сказке, конечно, заложен глубокий смысл, что мнение даже самого маленького нужно учитывать, что свои интересы нужно отстаивать, но и считаться с мнением окружающих.

Дети воспитываются на литературных героях, хочется, чтобы после прочтения очередного произведения оставался в душе приятный след, чтобы герои стали тебе близки. Это сопереживание, которое мы испытываем к персонажам, симпатия или, наоборот, антипатия или злость, складывают наше мироощущение.

Поэтому, когда мы перешли на СО, я первым делом купила старые советские учебники. Но и такие же, как у наших бывших одноклассников, тоже приобрели.

Ребёнок читает произведения и в новом учебнике, и в старом, просто то, что не вызывает интерес, мы не разбираем. А вот по произведениям, которые чем-то зацепили, сын пишет сочинение. Мы разбираем героев, читаем статьи критиков.

На что сделать больший упор, а что изучить для общего кругозора и аттестации, вы решаете сами.

Ну и, конечно, литература на лето. Разнообразие классических и современных авторов. Сам выбирая произведение, ребёнок читает с удовольствием, его не нужно заставлять, ведь это его выбор.

-2

Этим летом сын читает Жюля Верна, уже прочёл " Дети капитана Гранта" и взялся читать  "Таинственный остров".

Для мальчиков- подростков в этом возрасте я бы рекомендовала летом почитать Жуль Верна, Майн Рида, Джеймса Фенимора Купера, Рафаэля Сабатини, Теофиля Готье. Где благородные, сильные, отважные, верные своему слову герои не теряют своего лица даже в очень опасных ситуациях. Имеют своё мнение и точку зрения, но с уважением относятся к мнению окружающих.

Для девочек я бы порекомендовала Астрид Линдгрен "Рони дочь разбойника", Валентина Осеева "Динка".

Для девочек постарше: Шарлота Бронте "Джейн Эйр", Решад Нури Гюнтекин "Королек птичка певчая", Жорж Санд "Консуэло".

По моему убеждению, девочкам обязательно нужно читать подобную литературу. Современные фильмы, комиксы, интернет несут в себе упрощение моральных качеств человека, упрощение и обесценивание отношений между парнями и девушками.

Эти произведения нужны для того, чтобы было что положить на другую чашу весов. Маленький человек имеет право выбора, он должен знать, что бывают разные люди, разное общение и разные интересы. И если все твои друзья и одноклассники ведут себя и общаются не так, как тебе хотелось бы, то от них нужно просто отойти. Это не твоя компания. Нельзя, чтобы ребёнок боялся остаться один. Один это ненадолго, появятся друзья и знакомые, с которыми будет комфортно.

Перейдя на СО, мои сын и дочь стали больше читать. Улучшили технику чтения.

Мы используем несколько  упражнений для техники чтения, вот одно из них:
Дети читают вслух по очереди. Один заканчивает читать, передаёт другому, второй должен быстро найти место, с которого продолжить чтение. Упражнение не сложное, а если читать интересную книгу, то и увлекательное. И, помимо техники чтения, развивает внимание и память.

Автор: Татьяна Попова

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также статью автора:
Уходить нужно вовремя.

Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.