Современная российская поэтесса Вера Полозкова как-то сказала:
Я хочу быть немного Бродским —
Ни единого слова зря.
Правда, не все так благоговейно относятся к Иосифу Александровичу. Кто-то считает его творчество - бесконечным потоком сознания, которым можно пренебречь, погружаясь в русскую культуру. Есть поэты более понятные и простые. Есенин например. "Белая береза под моим окном".
Бродский кажется заумным. Кстати, и Беллу Ахмадулину обвиняли в том же. Но эти фамилии нельзя отнести к попсе, а значит, они требуют некоей работы интеллекта. И напряжения собственной фантазии.
А если вам хочется примитивизма - слушайте частушки Вашукова и Бандурина.
Так вот, возвращаясь к Бродскому. Есть у него стихотворение "Я как Улисс". В нем он фиксирует свои чувства от поездки по Москве.
Зима, зима, я еду по зиме,
куда-нибудь по видимой отчизне,
гони меня, ненастье, по земле,
хотя бы вспять, гони меня по жизни.
Ну, вот Москва и утренний уют
в арбатских переулках парусинных,
и чужаки по-прежнему снуют
в январских освещенных магазинах.
И желтизна разрозненных монет,
и цвет лица криптоновый все чаще,
гони меня, как новый Ганимед
хлебну земной изгнаннической чаши
Бродский раздражен, потерян, надменен. Как и подобает поэту его класса. Чистейший образец интроверта.
А самое интересное, как мне кажется, начинается в следующих строчках. Я вижу поэта, уменьшенного до размера пылинки, который стоит на сантиметровой ленте своей жизни.
Он оглядывается, а потом смотрит в перед, и пытается понять - сколько прожито и сколько еще осталось жить. Перевести время в материальную материю, чтобы взвесить свою жизнь.
А еще - чтобы самому себе сказать, как надо жить дальше:
и не пойму, откуда и куда
я двигаюсь, как много я теряю
во времени, в дороге повторяя:
ох, Боже мой, какая ерунда.
Ох, Боже мой, не многого прошу,
ох, Боже мой, богатый или нищий,
но с каждым днем я прожитым дышу
уверенней и сладостней и чище.
Когда у человека есть приблизительно лет 40 будущей жизни, он вправе потратить время не только на благородные дела, но и совершить несколько ошибок, пару раз упасть на дно. Но в зрелом возрасте оступаться - глупо.
И страдать по не свершившимся событиям - бесполезно. Просто принимаешь правила игры и оставляешь в жизни только самых важных людей, а на неприятности машешь рукой. И не такое еще бывало!
В какой-то момент жизни происходит переломный момент. Разум совершенствуется, а физические силы угасают. И тратить их на пустяки - совершенно не хочется. Мне кажется, что именно об этом и писал Бродской. Но у каждого из нас свое восприятие и понимание.
Мелькай, мелькай по сторонам, народ,
я двигаюсь, и, кажется отрадно,
что, как Улисс, гоню себя вперед,
но двигаюсь по-прежнему обратно.
Так человека встречного лови
и все тверди в искусственном порыве:
от нынешней до будущей любви
живи добрей, страдай неприхотливей.