История компании, стоявшей у истоков развития масляной индустрии.
Еще 167 лет назад машиностроительная промышленность только набирала обороты, однако развитие отрасли сильно тормозило отсутствие должного обслуживания техники. А уровень последнего, в свою очередь, был обусловлен используемыми в работе материалами и сырьем. Понимая, что сердцем любого технического агрегата является двигатель, а КПД всецело зависит от слаженности работы внутренних деталей и механизмов, инженеры и разработчики всего мира направляют свои силы на поиск принципиально новых смазочных материалов. Вот здесь и начинается история Motul – старейшего в мире производителя смазочных материалов.
На самом деле, эта история не только о разработках и скучной хронологии, она достойна отдельного сценария для кинофильма, наподобие "Форд против Феррари" или "Гонка": здесь присутствуют и биография, и экшн, и зрелищное противостояние бизнес-империй, это изящно переплетается с автомобильными гонками, драмой, философией, внутренней и внешней политикой государств, и даже с войной - в общем, эта история имеет полный набор того, что в правильных руках имеет все шансы стать одним из фаворитов при очередной раздаче Оскара.
Первые шаги
Итак, все начинается в 1853 году, когда два американских предпринимателя Свон и Финч основывают совместное предприятие по производству и сбыту смазочных материалов для национального транспортного рынка. Свою компанию они так и называют – "Swan & Finch Oil Co.", и в этом же году официально регистрируют ее в Нью-Йорке. Учитывая, что любое техническое оборудование того времени, в том числе и элементы транспортной системы – это механизмы с паровыми двигателями, свою первую продукцию Свон и Финч адаптируют именно под этот нюанс, начиная производство смазок на основе рыбьего жира.
Пережив Первую мировую войну и ее последствия, уже к 1920 году компания уверенно выходит на международный уровень, параллельно успешно экспортируя часть своих портфельных брендов – Aerul, Textul и, еще пока не легендарный, Motul.
Бизнесмен с лавандовых полей
В 1932 году, к стремительно завоевывающей мировой рынок масляно-смазочной индустрии, подключается Франция, а в нашей истории появляется новый и, надо заметить, очень дальновидный и смекалистый персонаж, который в последствии станет ключевым – Эрнст Зауг. Ну, а пока он - просто довольно преуспевающий местный бизнесмен, вовремя оценивший масштабы сбыта американских коллег и потребности внутреннего рынка. Он также понимает, что Америка сейчас переживает не лучшие времена - в стране Великая депрессия - последствия биржевого краха, тянущиеся аж с 1929 года.
Зная, что удобнее момента может не представиться, он начинает переговоры со Swan & Finch о дистрибуции продуктов бренда Motul в своей стране и, после одобрения сделки, получает карт-бланш на импорт и продажу смазочных материалов Motul во всей Франции. Причем дистрибуция осуществляется через его собственную компанию – Supra Penn, а сама продукция имеет колоссальный успех на рынке (кстати, во многом благодаря поставке в оригинальной упаковке, которая гарантировала покупателю, что он приобретает «высококачественное масло из Пенсильвании»).
Несокрушимый столетний гигант
В 1934 году Swan & Finch разрабатывают и выпускают отдельную линейку масел для авиации, тем самым обеспечивая себе выход на одну из самых крупнейших и актуальных мировых арен. Этот мудрый ход позволяет компании окончательно избавиться последствий экономического кризиса и двигаться вперед семимильными шагами: рынок сбыта вновь увеличивается, штат сотрудников стремительно растет, а производственная выработка бьет рекорды. И вроде бы все наконец-то снова устоялось, если бы не война...
С 1939 по 1945 гг. происходит один самых крупнейших и жутких вооруженных конфликтов в истории человечества - Вторая мировая война, но и здесь фортуна благоволит нашим предпринимателям: с относительно небольшими потерями, по сравнению с большинством других людей и предприятий, бизнес удерживается на плаву и благополучно проходит сквозь эти эпизоды мировой истории. Причем проходит так, что производство не только не останавливается и не откатывается назад, а напротив – еще больше набирает обороты (во многом благодаря тому, что в 1944 г. компания выпускала масла и смазки для военной техники).
В 1953 году Swan & Finch с размахом празднуют свое столетие, отмечая это событие запуском Motul Century – первого всесезонного масла. Для автолюбителей всего мира это стало настоящим подарком, ведь раньше им приходилось производить замену масла каждый сезон. Тем временем, Зауг имеет уже около 16 000 магазинов продажи продуктов Motul, а его компания Supra Penn, работая на развитие и поддержание репутации, активно участвует в автомобильных гонках, и даже вносит свой вклад в экспедицию Citroen 2CV, длиной в 15 тысяч километров.
Темный Феникс?
То, что к началу 50-х годов 20 века Зауг достиг, в сущности, грандиозных успехов в индустрии смазочных продуктов - неоспоримый факт, но все эти достижения были только в качестве дистрибьютора и в масштабах лишь одной страны. Могло ли это сравниться со столетним бизнес-гигантом, практически империей – Swan & Finch из США, пережившей две мировые войны и несколько экономических кризисов? Имеющей огромный капитал, собственные успешные разработки, заводы, влияние и бесчисленных партнеров по всему миру? Конечно же, нет. И, наверное, Supra Penn так и оставалась бы своеобразным вассалом американских предпринимателей, которые, к слову, не собирались останавливаться на достигнутом, если бы не Первый послевоенный мировой экономический кризис, который охватил практически все капиталистические страны, в том числе и США. Он начался в конце 1957 г., продолжался до середины 1958 г., и стал для Swan & Finch последним. А для Зауга - нулевой точкой в создании новой мировой легенды...
Читайте продолжение истории Motul в нашей следующей статье!
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!