В пятнадцатой, заключительной части обзора поправок рассмотрим, что предлагается изменить в отношении прокуратуры и судебной власти.
До того как приступить непосредственно к этому обзору, хочу уточнить, что ещё три статьи со 131 по 133 (о местном самоуправлении) остались без разбора, потому что разбирать там по сути нечего.
Справедливости ради и в разделе о судебной власти с прокуратурой не так много интересного, но обо всём по порядку.
1. В статью 118 предлагается внести косметические изменения в описание и перечисление судов, входящих в судебную систему
В данном случае это очередная бессмысленная поправка для перепечатывания того, что уже было в действующем законодательстве, созданном, в силу прямого указания именно этой статьи 118. Зачем впечатывать лишние строки текста - неясно.
2. В статью 119 внесены изменения, аналогичные требованиям к чиновникам высшего звена: постоянное проживание в РФ, отсутствие чужого ВНЖ или аналогичного документа; запрет на иностранные вклады, счета и ценности в иностранных банках.
Как и в случае с почти всеми поправками, здесь также имеет место перепечатывание уже имеющихся в законе требований к судьям. И как и в случае с запретами для чиновников, это ограничение обходится так же без особенных проблем.
3. Предлагаются изменения в ст. 125, которые, во-первых, указывают на роль КС как высшего судебного органа конституционного контроля; во-вторых, сокращают число судей с 19 до 11; в-третьих, устанавливают, что КС принимает жалобы на нарушение прав и свобод граждан только в случае, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты (по запросам судов - в любом случае); в четвёртых, закрепляют право КС проверять конституционность межгосударственных договоров и обязанность проверять конституционность проектов, которые не захочет подписывать Президент. Кроме того, установлено, что толкование соответствующих актов Конституционным судом обязательно именно в том порядке, в котором установил КС
Оставим в стороне косметическое "во-первых", не будем заострять внимание на "в-четвёртых", поскольку про возможность неприменения якобы неконституционных норм международных договоров и про право президента попросить КС проверить законопроект на предмет соответствия Конституции мы уже писали. Гораздо интереснее сокращение числа судей - как факт, а также то обстоятельство, что гражданам для проверки конституционности соответствующих норм необходимо исчерпать все имеющиеся меры защиты - таким образом фактически на пути к конституционному правосудию создаётся ещё один барьер. Надо полагать, это связано с тем, что судей будет меньше, а запросов на предмет конституционности межгосударственных договоров и законопроектов - больше, вот и дают судьям отмахнуться от лишних хлопот.
Положения поправок о статусе Верховного суда как высшего органа судебной власти, его право давать разъяснения по вопросам судебной практики и порядок его формирования не вызывают необходимости подробно их освещать, тем более, что вопросы назначения судей уже были освещены ранее. Разве что можно пожурить авторов поправок за то, что они могли бы здесь вписать обязательность разъяснений ВС, которые вовсю игнорируются судами по всей России.
Наконец, поправки о Прокуратуре, которые повторяют с соответствующими изменениями порядок назначения, предусмотренный в положениях о Президенте, также не вызывают значительного интереса.
Отметить можно только указание на то, что прокурорам так же, как и высшим чиновникам, запрещается иметь иностранное гражданство и ВНЖ, а также вклады, счета и ценности в заграничных банках.
Как видно из этого обзора, поправки не несут в себе существенного смысла и либо перепечатывают положения закона, либо другой части поправок, либо просто выступают очередной декларацией.
Источник картинки: sputniknews.kz