Найти в Дзене
Слова и музыка Матецкого

БАРАБАНЩИК RAMMSTEIN: «ШПИОНЫ БЫЛИ ВЕЗДЕ!»

Барабанщик Кристоф Шнайдер (Christoph “Doom” Schneider) был активным участником музыкальной тусовки Восточного Берлина – задолго до образования Rammstein в 1994 году. В 80-х он был барабанщиком группы Die Firma, и как выяснилось позже, в этой группе было целых два осведомителя. Кстати сказать, название Die Firma было особенным – именно так в народе называли гэ-дэ-эровскую ШТАЗИ (STASI). Так что если переводить Die Firma на русский, то этому названию правильней всего соответствовало бы название «Контора».

-2

Давая не так давно интервью известному изданию Metal Hammer и отвечая на вопрос о музыке в Восточном Берлине до падения стены в 1989 году, Шнайдер рассказал: «Die Firma была ближе всего к панк-группе. Но стиль был, что называется «темноватым», с явным оттенком готики. Тексты песен содержали протестный элемент – были против коммунистической системы. Конечно, это было запрещено, так что мы считались подпольной группой. Интересно то, что все остальные музыканты Rammstein тоже играли в подпольных группах. Наша группа выступала, в основном, в маленьких клубах – с одними и теми же фанатами: фриками, готами и панками».

А дальше самое интересное: «У правительства были свои люди повсюду: шпионы и осведомители секретной службы. Сейчас это выглядит смешно, но в то время я не мог себе представить более «крутую» группу, чем наша, и это при том, что в группе было аж два человека, которые оказались стукачами – это был певец и клавишник! Невероятно! Конечно, они не были профессиональными шпионами: они были просто завербованными осведомителями, которые получали небольшую плату и время от времени должны были сообщать о настроениях в музыкальной среде».

По поводу певца и клавишника: я посмотрел в Википедии – там есть информация по поводу певца Франка Трёгера (Frank “Trötsch” Tröger) и бас-гитаристки Татьяны Бессон (Tatjana Besson). Именно они указаны, как осведомители. Не будем вдаваться в подробности – конечно, Кристофу Шнайдеру должно быть виднее…

Своеобразно была устроена система концертной деятельности рок-групп в ГДР: чтобы иметь возможность работать концерты, музыканты должны были получить специальный сертификат, подтверждающий законность их работы. Для этого группы должны были пройти прослушивание перед комиссией. Играть нужно было в основном оригинальный материал, и это делало группы креативными. Кстати сказать, в этом большое отличие от существовавшей тогда в СССР системы для профессиональных групп – у нас разрешалось петь не более 20% своих песен: остальные 80% материала должны были быть авторства членов Союза Композиторов СССР. В ГДР – как, впрочем, и в СССР, - был контроль за размером концертных ставок – немного по-разному устроенный, но с одной и той же сущностью: чтобы много не могли зарабатывать.

«В Восточной Германии были профессиональные группы, которые занимались музыкой и имели официальное разрешение на её концертное исполнение», - продолжил свой рассказ Шнайдер. – «Им разрешали быть профессионалами, и они имели право сами брать деньги за концерты. Если вы были любительской группой, то вы должны были быть классифицированы. Было три уровня этой классификации, и я дошел до первого! У меня был сертификат, который позволял мне брать четыре немецких марки в час, когда я играл концерт. Без этого сертификата было запрещено играть на концертах. Вам даже не разрешали общаться с промоутерами (устроителями концертов) без наличия такового».

-3

И далее Шнайдер рассказал: «Чтобы получить сертификат, вы должны были пройти прослушивание перед комиссией, которая решала, насколько ваши песни «правильные». Причём разрешено было играть только 40% кавер-версий в репертуаре – остальные 60% должны были быть вашей собственной музыкой. Оглядываясь назад - это была не такая уж плохая идея, так как это стимулировало группы придумывать свои собственные песни и способствовало тому, что в ГДР в то время было много интересных групп».

А в этом – большая разница с нашими тогдашними установками: играть ни каверы, ни свой репертуар было нежелательно. Всё вертелось вокруг исполнения песен членов Союза Композиторов. За таким решением явно стояла финансовая подоплёка – важно было, чтобы в «рапортичке» (официальной бумаге, в которой фиксировался репертуар) стояли фамилии членов Союза – они тогда получали авторские. В реальной жизни происходило вот что: в рапортичку писали разрешённые фамилии, а на сцене исполнялись совсем другие песни – комиссии смотрели на это сквозь пальцы.

Но вернёмся в ГДР. После падения Берлинской стены Шнайдер в конечном итоге стал участником группы Rammstein. Был момент, когда начинающая группа выиграла конкурс, проводимый Берлинским департаментом культуры. Главным призом в этом конкурсе являлось студийное время в профессиональной студии звукозаписи. Именно эта запись  привлекла внимание к Rammstein представителей мейджор лейблов, что и послужило началом их более чем успешной карьеры.

P.S. В настоящее время Rammstein работают над новыми песнями - карантин «запер» группу в домашних условиях и практически отменил тур группы в 2020 году. Точнее сказать, он был отложен до 2021 года. Новые даты на европейскую часть тура уже опубликованы.