Две главные героини. От лица Алины ведётся повествование, она живёт в 2019 году, за другой Талькой (Наташей) из 1997 года мы как бы наблюдаем со стороны, слышим ее мысли. Обе девочки влюблены, обе переживают не самый счастливый период, потому что у Алины парень уехал в другой город ("Сказать по правде, вернуться он бы ко мне не мог, просто потому что никогда со мной не был"), а Тальку бросил Залеский.
Читаешь вроде подростковый рассказ о любви, но написано настолько живо, "сочно", что оторваться невозможно. И если откладываешь книгу, мысленно возвращаешься.
Главный же вопрос, который мучает и не дает покоя: есть ли связь между девочками. И ищешь тонких намёков по книге, чтобы разрешить эту загадку. А они есть, эти точечные уколы, поэтому читать надо ох как внимательно.
Перед нами разворачиваются два временных отрезка: узнаваемые детали, приметы эпохи: конец 90х - значит, любовь хорошей девочки к плохому мальчику (честно, правдиво с психологической точки зрения).
XXI век- это любовь по переписке, вернее по фейсбуку: " Я общаюсь с человеком в этом несчастном фейсбуке больше, чем с любым одноклассником и чуть ли не больше, чем с лучшими подругами". И очень важный вывод: "Знаешь, чем меня пугают соцсети? Они создают очень убедительные иллюзию близости".
Много по-настоящему хороших эпизодов, из которых складывается характер книги. Вот Талька пытается поцеловать парня, а потом думает "туповато": "Даже не поговорили про майонез". При чем здесь майонез? О, это очень интересная теория- прочитаете и узнаете: как тонко описана первая влюблённость, переживания: "Он единственный из друзей звал ее не Талькой. Или он и не был другом?". Добрый юмор при описании взаимоотношений между детьми и родителями (чувствуется, что тема очень близка писательнице): "Услышав про любовь, папа чуть не хлопнул Аннушку по заднице, но вовремя вспомнил, что ей уже 16 (...) Поэтому хлопнул комара на стене и то промахнулся. Но сказал, что никакой любви не допустит".
Необычно оформлены главы от лица Алины. Она сразу предупреждает, что ей нравится стиль Тима, и как будто подражает ему: " Сначала о чем-то сообщить, а потом уточнить, чтобы оно перевернулось с ног на голову".
Вот и появляется в конце каждой главы курсив - мысли Алины, когда она забывается и словно выплескивает свои эмоции. Здесь она настоящая, это чувствуется.
Вообще, герои очень живые, их можно отличить даже по речевой характеристике. Талька любит домысливать слова. Например, слово "переносить". Сначала она думает о платьях, которых много и которые теперь не нужны: "Зачем ей новые платья, если он не увидит? Ей старых носить- не переносить. Пе-ре-но-сить. Ей теперь много чего переносить. Например, эту ночь..."
И, конечно, как не обратить внимание на название рассказа - Ладожские тени. Тень от Ладоги упала на судьбы героев, связала их.
Обязательно посоветую книгу ученикам.