Найти тему

Ренессанс

Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного.

Давид (Микеланджело)
Давид (Микеланджело)

Родиной Ренессанса считают Италию, ведь именно Италия в западноевропейском пространстве — прямая наследница античной культуры. Проторенессанс с его возросшей по сравнению с прошлыми традициями в живописи светскостью о времена дученто (1200-е) и треченто (1300-е) проложил дорогу новому гуманизму.

Примечательно, что Рим — вечный город, пребывавший тысячелетие под гнётом варваров, — никогда не забывал о былой славе, однако первенство в возрождении античной мысли принадлежало не Риму, а Флоренции. Во Флоренции творят титаны Возрождения: Брунеллески, Альберти, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Во Флоренции впервые были переведены на латынь Платон и другие греческие философы. Византийский философ Геместий Плетон, флорентийцы Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолла с лёгкой руки главного мецената Ренессанса Лоренцо Медичи, Лоренцо Великолепного основывают так называемую «Платоновскую академию», где делятся своими новаторскими гуманистическими идеями. Собственно, мыслителей Ренессанса называют не сколько философами, сколько гуманистами, так как цельной философской системы у многих из них не было.

Ощущение конечности человеческого бытия
Превознося человеческую личность, создавая образ богоподобного творца, Ренессанс также остро ощущал конечность человеческой жизни. Этот трагизм остро выражен в поэзии творца новой европейской лирики — Франческо Петрарки. В ряде его сонетов он одновременно желает избавится от любовных мук, обретя смерть, но также даёт понять, что по ту сторону бытия — неведомый мир. Его сонеты одухотворены и в тоже время очень понятны современному читателю, потому что он описывает чувства живого человека.
Его младший современник Джованни Боккаччо, основоположник современной новеллы, пишет ироничный и философичный сборник «Декамерон», в котором уже появляется психологизм, пусть и схематичный. Самое главное здесь — отсутствие традиционной для итальянской новеллы дидактики. Десять героев «Декамерона» во время чумы (кары господней) уезжают за город и в течении десяти дней рассказывают друг другу жизнеутверждающие рассказы, полные романтики и эротики. В этом сборнике рассказов чётко прослеживается мнение самого автора. Боккаччо рассуждает о том, что бог создал мужчину — мужчиной, а женщину — женщиной и что от чумы в конечном итоге умирают и праведники и грешники. Так почему бы не вступить в схватку с этой напастью и не получать удовольствие от жизни, которая и так пройдёт?

Святая Троица Томмазо Мазаччо
Святая Троица Томмазо Мазаччо