Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? (Лук.10:25-29)».
Во времена Ветхого Завета, еврейский народ был призван защищать свою веру от язычества и идолопоклонства, в связи с этим, тесное общение с язычниками, какое-либо сближение с ними, становилось опасным. Неверующих людей тогда не было, образ жизни любого народа, его культура, даже ремесло были связаны с религией. Эти обстоятельства создавали большую опасность для иудеев, при их тесном общении с язычниками, прельститься их религией, обрядами, что уже многократно происходило в истории иудеев.
По дьявольскому умыслу, это послужило поводом для законников и книжников, придумывать различные предписания, запрещающие иудеям, в тех или иных обстоятельствах, обращаться с язычниками. Неразумное слепое исполнение иудеями этих писаных правил, часто доходило до крайнего жестокосердия с их стороны, что противоречило духовному смыслу Божественного закона данного им, сердцевина которого, всегда содержала в себе заповеди о любви к Богу и к ближнему. Объяснением этого, как раз, и служит история, которую мы слышали сегодня в Евангелии, рассказанная Спасителем законнику, в качестве ответа ему на вопрос, «кто мой ближний?», которого я должен любить.
Если сравнивать наше время с ветхозаветным, то сейчас, чаще всего, духовникам задаются вопросы о том, «как мне возлюбить всей душой Бога?». Возможно, вопрос «кто мой ближний?» сегодня уже стал неактуален, осталось лишь сконцентрироваться на Боге, на возможности уединенной молитвенной жизни, как будто все остальные преграды на пути к Богу в душе уже нами разрушены. Но так ли это, на самом деле? Кто или что, или какие ценности стали теми факторами, которые нас так сблизили с людьми, разрушив наши затруднения, по поводу того, «кто наш ближний?», которого мы должны любить как самого себя?
Если представить картину глобального масштаба, где эти неизвестные факторы объединили и сделали всех людей в мире деталями в большом едином механизме, работающем на потребление, на общее благополучие, ради удобной и комфортной для каждого жизни, то в этом случае, вопрос о том, «кто наш ближний?», действительно, теряет уже для нас свою остроту, и отпадает сам собой. Моим ближним, в этом случае, становиться всякий, кто создаёт моё благополучие, помогает мне удобно жить в обществе, маленьком или большом.
Любовь, которую мы так ждём друг от друга, с одной стороны, может сближать нас, а с другой стороны, может стать поводом к тому, чтобы отпасть нам от Истины. Ведь не всякое благополучное общество может нести христианскую Истину, душевное сближение людей, может осуществляться и в угодие страстям друг друга, в неге и пороках. Человек так устроен, что он не будет добровольно обрекать себя на страдания, если только промысел Божий не вмешается в это. Человек выберет то место, и тех людей, с которыми ему будет удобно жить, он будет их считать своими ближними, и ему будет легко и естественно их любить как самого себя, потому что в этом, он получает некий душевный покой без всякой внутренней борьбы.
Большей частью, у нас так и происходит сейчас, поэтому вопрос о том, «кто наш ближний?», перед нами так остро и не стоит. Мы всё так устраиваем в своей жизни, что он исчезает у нас из повестки дня. Если мне не нравиться с кем-то жить, то я перееду в другое место. Если мне надоела работа, семья, послушание, монастырь, я их оставлю. Моим ближними становятся лишь те, кого выбирает моё «я», мои страсти. Пока я не избавился от собственного эгоизма, круг близких мне по духу людей, становятся некой безликой приятной для меня атмосферой, воздухом, которым я дышу, наполняю себя или растворяюсь в нём.
Множество религий, сообществ, сект, членство в различных клубах, ассоциациях, даже семья, монастырь, всё это может стать безликой атмосферой для нашего «я». В этом состоянии, я не отделяю себя от своего ближнего, «мы» это «я», ведь все мои желания не находят в нём сопротивления, и мне это нравится, он становится продолжением меня самого, моих страстей, моего эгоизма. Это собственное состояние, ослеплённое эгоизмом, я несу и в общение с Богом, хочу Его также сделать продолжением себя, своих желаний и амбиций.
В одной глубоко поучительной сказке А.С. Пушкина «о рыбаке и рыбке», её героиня старуха, однажды в жизни, получила абсолютную свободу в своих желаниях, в своём эгоизме, общаясь с ближними и таинственной рыбкой. Получив от золотой рыбки всё, чего она желала, самолюбиво и властно используя в этом своего старика, её гордость, алчность и внутренняя пустота души, продолжали требовать большего, заставив её искать ещё большей власти, чем у неё была.
Она захотела стать владычицей морскою, не осознавая в своей страсти, что она человек и, что исполнение этого безумного желания, приведёт её к неминуемой смерти. Получив от рыбки на это молчаливый отказ, она лишилась сразу же и всего остального, до этого полученного от неё, так как оно уже перестало её удовлетворять и приносить ей радость, а стало для неё источником мучения, постоянным осознанием невозможности иметь лучшего и большего, чем у неё уже есть. Ибо, не дано человеку, сколько бы он не имел для этого возможностей, до конца удовлетворить какую-либо собственную страсть, собственный эгоизм, они всё равно будут мучить его, и требовать для себя ещё и ещё пищи, пока он не искоренит их, как некую паразитирующую в его душе болезнь. Старуха снова вернулась к тому же с чего начала, к разбитому корыту, к своей разбитой душе, но уже потеряв общение с таинственной рыбкой, упустив на закате своих лет чудное преображение своей души, своей жизни.
Она снова оказалась у своего разбитого корыта, пройдя через круговорот собственных страстей, амбиций и эгоизма, исцелением которых, она никогда в жизни, не была озабочена. При своём смиренном старике, она всегда давала им волю. Не отделив их от себя, как нечто чуждое и враждебное, посчитав их собственной душой, когда ей представилась возможность избавиться от них, она этого не сделала, а наоборот, сознательно и полностью покорилась их демонической природе.
Эту ситуацию можно сравнить с тем, когда человек садиться за руль своего не исправного автомобиля, на котором он хочет добраться до места своей мечты, но, к сожалению, вместо этого, он съезжает в обочину, разбивает машину, сбивает пешеходов, травмирует самого себя. Так замыкается наш жизненный круг, если происходит лишь реализация нашей эгоистической личности, которая удовлетворяя своим порокам, ищет себя в другом человеке, или в обществе других людей, или в чём-то материальном, временном, чтобы утолить свой душевный голод.
В наш технологический век, порой устав от внутреннего одиночества, человеческая душа погружается в виртуальный мир развлечений и общения по интернету, в соцсетях, создавая для себя, на эмоциональном уровне, иллюзию полноты своей жизни. Земное для неё становится конечным объектом, в чём наша больная душа находит себя, и как бы успокаивается на время, но впоследствии, собственная пустота и Богооставленность, так или иначе, настигает душу, если не здесь, то в вечности, и навечно. Если только всеблагой Бог, видя нашу ослеплённость, видя, как мы потеряли нашу цель, единение с Ним, и остановились на своём духовном пути, успокоились в своих страстях, не пошлёт нам некое искушение, которое станет разрушать созданную нами благоприятную среду для действия наших страстей и пороков. Нам самим, без попущения Божьего, редко когда удаётся это сделать.
Возможно, только в таком случае, мы по-настоящему, не автоматически, глубоко заинтересуемся вопросом «кто же мой ближний?», которого я должен возлюбить, и для чего он мне дан Богом. Ведь в стесненных жизненных обстоятельствах, в стадии внутренней борьбы с тем, что нас сталкивает с ближними, заставляя нас страдать, разрешение этого вопроса, принимает иную духовную окраску. В такой ситуации, человек неожиданно теряет для себя возможность сделать Бога или своего ближнего продолжением своего «я», своей воли, своего мнения.
Заповедь о любви к ближнему, становится в этом случае, «камнем преткновения и камнем соблазна (Рим.9:33)» для человека постоянно увлечённого собой, своими желаниями, своими страстями. Боль и страдания, отделяют его самолюбивое «я» от ближнего в негативном переживании, заостряют его внимание на том, кто их ему причиняет. Порой, мы чаще в сердце вспоминаем наших обидчиков, чем благодетелей. Ведь через боль, поднимая со дна нашего сердца волны упрёков, негодования, обиды, эти люди становятся для нас теперь весьма значимыми.
Мы четко осознаём, что вот «я», а вот «он», и мы с ним разные. Что же нас может объединить? Или Кто? Точка отсчёта моей истинной духовной жизни у меня начинается именно с этого момента, где от меня требуется самоотвержение, о котором говорил Христос, а также усердная молитва к Богу, чтобы Его благодатью сокрушить мой большущий эгоизм. Истинное христианство, никогда не было религией слабых, ведь оно ведёт человека вслед за Богом на крест.
Кто же наш ближний? Ответ: всякий, которого посылает мне Господь, зная моё устроение, зная мой характер, мои болезни. Наш ближний становится для нас либо неким духовным трамплином, с которого мы отрываемся от своего суетного эгоистического мудрования, и устремляемся к Богу, в Котором находим истинный наш покой и блаженство, либо нашим оврагом, в который мы проваливаемся с собственными страстями. В этом ключе, евангельская любовь к ближнему, это любовь ни к своим страстям, а к своей зараженной грехом душе, которая ждёт от нас исцеления. Поэтому, не случайно в Евангелии, ближним, которого нам указывают возлюбить, назван был тот, кто помог израненному разбойниками, а в нашем случае, тот, кто помогает нам, израненным от демонов, избавляться от эгоизма и страстей.
«Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? - спрашивает Спаситель. Он сказал: оказавший ему милость (Лук.10:36)». Каждый раз, когда наш ближний, своей противоположностью по отношению к нашему мнению, желанию, заставляет нас сделать усилия, чтобы смириться, исполнить послушание, уступить ему или простить обиду, он этим исправляет нас, и лечит вместе с Богом, тем самым, оказывая милость нашей больной самолюбием душе.
В жизни, по своему самолюбивому и упрямому характеру, нам легче, естественней и желанней бывает победить других, чем самих себя, через свою рассудительность, через свою непреклонную волю и силу. В этой связи, Евангельские заповеди о любви к нашим недоброжелателем, наши молитвы за обижающих нас, наше благословение проклинающих нас, это ни пустая мораль, оправдывающая нашу слабость или говорящая о нашей трусости. Нет, это не так. Сознательное исполнение этих заповедей, болезненно вскрывают язвы нашего эгоизма, твердыни нашего самолюбия и гордыни, а самое главное, что ими поражаются окружающие нас демоны. Всё это в целом, лечит и очищает наши души, ведёт нас к конечной цели христианского подвига, если мы этого хотим, к стяжанию благодати Духа Святого и усыновлению нас Богу, когда сын, своими действиями напоминает своего Отца, по слову Спасителя:
«да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Матф.5:45-48)».
Когда мы понуждаем себя в душе оставаться в мире с нашими ближними, принимаем их такими какие они есть, несмотря на внутреннюю боль и скорбь души, с нами однажды может произойти блаженное духовное откровение, к которому мы призваны ещё в этой жизни, описанное в Песне Песней: «Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей (Песн.3:4)…Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь (Песн.2:4)».
Таким образом, чаще через боль и усилия над собой, человек познаёт Бога, Его Божественную любовь. Исполнение первой заповеди о любви к Богу всей душой, в одно мгновение тогда, становится для нас живым опытом. Внутренние покои души, дотоле пустые, заполняются присутствием Христа, Божественной Личности, соединенной нераздельно с Отцом и Святым Духом, Которым всегда подобает от нас слава, во веки веков.
Аминь.