Найти в Дзене
машина

Кабина "Колхиды", мосты от УАЗа, а все вместе - грузинские вездеходы Гурама Квернадзе

Не так давно мы вспоминали трехосный вездеход УАЗ-452ДГ (статья о нем лежит ЗДЕСЬ). Эту машину на производство так и не поставили. Однако в середине 1980-х годов концепцию ульяновского грузовика 6х6 подхватил грузинский изобретатель и рационализатор Гурам Варламович Квернадзе. Под его началом в 1986 году группой энтузиастов, в которую также вошли Т. Курашвили, Г. Кнолидзе и Р. Вардосанидзе, был построен оригинальный вездеход «Тбилиси». Эта машина получила всесоюзную известность благодаря участию в выставке «Научно-техническое творчество молодежи» в Москве, публикации в журнале «Техника – молодежи» и сюжету в телевизионной передаче «Это вы можете».

«Тбилиси». Несмотря на прямоугольные фары от "пятерки", донор кабины узнается безошибочно
«Тбилиси». Несмотря на прямоугольные фары от "пятерки", донор кабины узнается безошибочно

Рама и ходовая часть вездехода «Тбилиси» лишь незначительно отличались от оных на автомобиле УАЗ-452ДГ (у грузинской машины меньше колесная база, двигатель форсирован по степени сжатия в расчете на использование бензина АИ-93, а раздаточная коробка управлялась посредством электропривода кнопками на панели приборов). А вот кузов был сделан заново и не имел ничего общего с продукцией УАЗа. Его основой послужили панели от кабины седельного тягача КАЗ-608В «Колхида», сваренные в одно целое с оригинальными панелями цельнометаллической грузовой платформы. Получившийся пикап, оборудованной съемным тентом, мог перевозить 1,5 тонны грузов либо 16 человек на откидных скамейках вдоль боковых бортов кузова.

«Тбилиси» на территории института НАМИ. На заднем плане видны два ФИАТа: слева - итальянская Panda, справа - польский 126-й
«Тбилиси» на территории института НАМИ. На заднем плане видны два ФИАТа: слева - итальянская Panda, справа - польский 126-й

В том же 1986 году Гурам Квернадзе разработал и построил еще один трехосный внедорожник под именем «Иверия». В отличие от «Тбилиси», эта машина получила деревянную грузовую платформу, 6-цилиндровый двигатель от грузовика ГАЗ-52-04 и иную схему трансмиссии – с постоянным приводом на последний мост. Перепрессовке чулков при этом, соответственно, подвергался уже не средний, а задний мост.

«Иверия» на Васильевском спуске в Москве
«Иверия» на Васильевском спуске в Москве

В 1987 году автомобили «Тбилиси», «Иверия» и немного модернизированный заводом старый образец УАЗ-452ДГ прошли цикл сравнительных испытаний на полигоне НАМИ под Дмитровом, в ходе которых был выявлен целый ряд несоответствий грузинских машин действующим в СССР отраслевым стандартам по эргономике, уровню шума, вибронагруженности, обзорности и эффективности тормозов.

«Иверия» на автополигоне НАМИ
«Иверия» на автополигоне НАМИ

В довершение двигатель ГАЗ-52-04 на «Иверии» из-за особенностей работы системы смазки был совершенно непригоден к форсированию подъемов крутизной свыше 40%, тогда как сама по себе машина по своим тяговым возможностям вполне была способна преодолевать и 60% склоны. А стоило только «Иверии» разогнаться до 60 км/ч, как ее двигатель начинал перегреваться из-за низкой эффективности системы охлаждения. На испытаниях дело, разумеется, закончилось пробитой прокладкой головки блока цилиндров. А вот проходимость «Тбилиси» и «Иверии» действительно оказалась хороша: лучше, чем у трехосного УАЗ-452ДГ.

«Тбилиси»
«Тбилиси»
«Иверия»
«Иверия»

Впрочем, Гурам Квернадзе не опустил руки и в короткий срок провел доработку своих машин в соответствии с замечаниями НАМИ. В частности, уже к 1988 году были переделаны сиденье водителя, педальный узел, рулевая колонка (она получила механизм регулировки по углу наклона), подвеска колес (изменена кинематика), подвеска силового агрегата. А вскоре им был собран и новый вездеход с колесной формулой 6х6, названный «Дружба».

«Дружба» в Москве
«Дружба» в Москве

От «Тбилиси» он отличался тем, что его кабина лишилась металлической задней стенки и крыши, получив трубчатый каркас, общий с грузовой платформой брезентовый верх и съемные надставки дверей. В общем, практически кабриолет получился ))

«Дружба» со снятым тентом и «Тбилиси» (на заднем плане) в НАМИ
«Дружба» со снятым тентом и «Тбилиси» (на заднем плане) в НАМИ

В 1991 году Гурам Квернадзе, успевший к тому моменту организовать в городе Болниси собственный кооператив «Вездеход», получил заказ от Минздрава Грузинской ССР на постройку медицинского автомобиля с колесной формулой 6х6 на базе фургона УАЗ-3741. Предполагалось, что эта машина, названная «Медея», будет использоваться для обслуживания горных районов республики. «Медея» получила удлиненный на одну секцию кузов «буханки» с полностью оригинальной высокой крышей и трансмиссию по типу опробованной на «Тбилиси».

«Медея» на показе в Москве
«Медея» на показе в Москве

Ну а последним трехосным вездеходом Квернадзе стал MS-425 грузоподъемностью 2 тонны или 20 человек, разработанный им в 1995 году. По своей концепции он являлся дальнейшим развитием «Дружбы», от которой отличался панелями кабины от самосвала КАЗ-4540 и использованием V-образной «восьмерки» ЗМЗ от ГАЗ-66.

MS-425 (скан статьи в грузинском издании журнала Auto Bild за 2008 г., взято у Шоты Сабаури, блог The Dead District на blogspot.ru)
MS-425 (скан статьи в грузинском издании журнала Auto Bild за 2008 г., взято у Шоты Сабаури, блог The Dead District на blogspot.ru)