Беседовала Светлана Губанова
В 2019 году петербургский Театр музыкальной комедии отметил свое 90-летие. Для человека это солидный возраст, а для театра – пора расцвета, когда уже есть славная история, большой опыт, сложившаяся труппа и вместе с этим желание развиваться, двигаться вперед. Генеральный директор театра Юрий Алексеевич Шварцкопф в интервью «Философии отдыха» рассказал о своих заботах и радостях, о сотрудничестве с зарубежными коллегами, о том, что помогает оставаться театру современным, о важности гастролей и фестивалей.
Юрий Алексеевич, у вас как у организатора театрального дела большой стаж в профессии: вы работали в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, Филармонии, Мариинском театре, уже 15 лет вы генеральный директор Театра музыкальной комедии. Менялось ли в течение жизни ваше личное отношение к театру?
Нет, отношение не менялось, но меняется реальность. В советские времена нам были известны правила игры: все четко знали, чего власть от нас хочет и что нам за это дает. Да, мы все ругали (и справедливо) систему, при которой каждый спектакль принимала комиссия, вносила свои замечания или вообще могла его закрыть. Парадокс заключается в том, что при этом не было такого количества постановок «ниже планки», как сейчас.
Раньше власть понимала, что «культурный слой» надо поддерживать: был престиж у профессии, перспективы у молодых, артистам давали квартиры... Когда начался «рынок», и все отправились в свободное плавание, мы радовались, что, получая на входе рубль, могли им распоряжаться. Но надо понимать: сейчас поставить классическую оперетту – значит задействовать около 200 костюмов, масштабную декорацию, огромный коллектив артистов, включая солистов, хор, балет, оркестр. Каждый спектакль в нашем жанре стоит 200–300 тысяч евро. Культуре нужна поддержка, она не может быть самоокупаема, это не шоу-бизнес.
Когда вы приходите в театр, вы смотрите на сцену как профессионал или как зритель? Что произвело на вас впечатление за последнее время?
Скорее, где-то между профессионалом и зрителем. Где бы я ни работал, я присутствую практически на всех спектаклях каждый вечер. И если вижу, что на сцене происходит что-то не то, всегда могу быстро зайти за кулисы и помочь, подсказать... С другой стороны, очень многое смотрю как зритель. И, должен признаться, благодарный зритель. Но мне тяжело понравиться, ведь я за свою жизнь видел столько блестящих постановок (улыбается)!
В начале весны, 14 марта, на сцене Театра музкомедии гостил «Театральный экспромт» – свой практически моноспектакль показал Олег Меньшиков. Он фантастический актер с огромным обаянием, космос! В тот вечер я вновь почувствовал счастье зрителя, порадовался, что все-таки есть настоящие актеры, которые считают невозможным играть «с холодным носом»!
В последние годы Театр музкомедии активно выступает за пределами Санкт-Петербурга. Расскажите, пожалуйста, о географии гастролей. Какие поездки особенно запомнились и чем?
В 2005 году, когда я возглавил музкомедию, мало кто знал, что есть такой театр... От былой славы его не осталось и следа. С тех пор коллектив прошел большой путь: все спектакли отсматривают эксперты «Золотой маски», «Золотого софита», и наш театр хотят видеть вне столичных пределов.
В 2018 году в рамках Дней Петербурга в Будапеште мы представили в числе прочих выбивающийся из нашей афиши спектакль-мистерию «Белый. Петербург» на музыку Георгия Фиртича, и его фантастически приняли. В Ереване с огромным успехом прошел наш концерт «Хиты Бродвея». 2019 год, особенно его вторая половина, был вообще сумасшедшим по гастролям: мы показали свои лучшие мюзиклы и спектакли классической оперетты в Хабаровске, Новосибирске, на Камчатке, в Сургуте, Таллине, Петрозаводске...
Гастроли очень важны для театра. Во-первых, когда мы приезжаем с замечательными солистами, прекрасными артистами, декорациями и костюмами, то есть показываем хороший и редкий «товар», это праздник для любого города. Во-вторых, на гастролях мы, как на лакмусовой бумажке, проверяем, что делаем и каким путем идем. Ведь раз в год мы встречаемся с критиками и обсуждаем, как дальше развиваться оперетте, как сделать, чтобы этот консервативный жанр был интересен современному зрителю.
Помимо высокого уровня исполнительского мастерства, зрители как раз отмечают актуальность постановок Театра музкомедии. На ваш взгляд, что помогает театру оставаться живым, волнующим?
Тут есть несколько составляющих. В театре работают разные режиссеры: мы «попробовали» практически всех петербургских мастеров, и кто-то из них «прижился». Спектакли ставят режиссеры из Москвы, из Европы и США – всё это школа для артистов.
Свою роль сыграло 12-летнее сотрудничество с Будапештским театром оперетты и мюзикла. Самое страшное в оперетте – это скука на сцене, которая убивает жанр совершенно. Венгры выходят на каждый спектакль с особым внутренним зарядом – и этому тоже было важно учиться.
Что касается мюзиклов, надо понимать: у советской и российской оперетты есть своя мощная история и основа, но мюзикл мы только начинаем осваивать. Не хочу сказать, что мы «жигули», но мы пока еще не «мерседес», это факт. Первые мюзиклы в Театре музкомедии были 100%-ными кальками европейских и американских постановок, и только освоив эту территорию, мы смогли делать что-то свое. Мы работали по лицензии с австрийцами («Бал вампиров»), хорватами («Чикаго»), с польским театром Roma («Аладдин»), с Бродвеем («Чаплин»). Было очень сложно, ведь приходилось согласовывать каждый шаг, но это колоссальный опыт и подключение к общемировым правилам и схемам. Например, когда-то мы не знали, как проводить кастинги. Было удивительно видеть иностранных коллег, которые четко знают, чего хотят, и умеют из трехсот человек выбрать одного-двоих, этому нужно учиться. Когда в свои концерты мы стали приглашать мировых звезд мюзикла, это тоже стало школой для наших замечательных артистов. Если рядом с тобой на сцене стоит фантастический Томас Борхерт, Марк Зайберт или легендарный Кевин Тарт, это дорогого стоит.
По-вашему, театр оперетты сегодня может стать центром притяжения туристического внимания?
В широком смысле слова нет, потому что турист, который приезжает в Санкт-Петербург, идет на «Лебединое озеро». Но на мюзиклы к нам едет публика со всей страны и из ближнего зарубежья, молва о театре и качестве наших постановок распространяется. И неудивительно: полная версия «Джекилла и Хайда» Фрэнка Уайлдхорна в России не идет больше нигде, наш «Бал вампиров» ничуть не хуже оригинальной постановки, появляются новые прекрасные спектакли, в том числе российских авторов – «Девчонка на миллион» Максима Леонидова, «Бал воров» Александра Пантыкина и другие...
Уникальный проект «Оперетта-парк» три года подряд проходил в Гатчинском музее-заповеднике и каждый раз становился настоящим праздником искусства. Какие перспективы у фестиваля?
Фестиваль только становится на ноги. В нашем регионе свои сложности с проектами под открытым небом. Это и погодные ограничения: из трех спектаклей минимум два всегда показывали в дождь. И организационные сложности: нам самостоятельно приходилось строить сцену и козырек. На этом фестивале мы ничего не зарабатывали, но очень любили «Оперетту-парк» за возможность создать локальную точку притяжения ценителей искусства, сделать интересный опенэйр в лучших европейских традициях.
Из-за пандемии, скорее всего, нам придется взять паузу в этом году... Мы хотели провести фестиваль хотя бы в миниформате, в рамках одного дня, но если отменяют знаменитые фестивали в Европе, то что нам говорить? Поживем – увидим.
Театр музыкальной комедии дарит радость тысячам петербуржцев и гостей города. А как вы сами предпочитаете отдыхать?
Только в театре! У меня есть свое место в зале, и я люблю смотреть спектакли из-за кулис. Руководитель театра не может не быть здесь 24 часа в сутки (улыбается). Это другой смысл жизни, другой ритм... Я должен быть на месте! И всем желаю: любите театр, ходите в театр!