Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Столкновение самолётов лоб в лоб

Оглавление

Пара МиГ-29

На  самолёте МиГ-29  работал на полигоне.  С крючка:  бомбы,  НУРС, пушка.

А в это время с маршрута на другом канале связи возвращалась пара: ведущий Василий Шумаков, ведомый лётчик-иностранец. И они, забыв, что полигон занят,  начали без  команды снижение на аэродром.

РП на полигоне начальник  ВОТП п\п-к Виктор Николаевич Воюев, потом  рассказывал, что как нас увидел, что мы  сходимся лоб в лоб: Я, говорит, команду на отворот мог дать только тебе, но даже и она уже не спасала,  непонятно было куда тебя отворачивать, решил, что:  будь что будет.

Я  встречный борт не видел - наблюдал за целью на земле.
Василий тоже не  заметил.

Разошлись в верней точке:  мой борт был в глубоком крене и прошёл между парой.

Пронесло!

МиГ-23

     Лётчики- это тот народ, который моментально
                оценивает ситуацию и влёт принимает решение.
                Генерал-майор Василий Антонович Плавченко (танкист)

                                                                                  МиГ-23
МиГ-23

Начало 90-х, аэродром  "Луговая". 

Летал на двух типах: МиГ-23 и МиГ-29 (в разные смены). Возможно это и стало причиной.

Я забыл на МиГ-23  (и все просмотрели)   перед взлётом переставить стреловидность крыла во взлётное положение: 16 градусов.

Крыло оставалось в положении стреловидности 45 градусов.  Обычно в таком положении самолёт находился на стоянке, чтобы меньше занимать места. В положение 45 градусов крыло  переводилось уже в полёте  для выполнения пилотажных фигур. А третье фиксированное  положение стреловидности крыла 72 градуса - для полёта на сверхзвуке.

Включил форсаж двигателя и  начал взлёт при положении стреловидности крыла 45 градусов.

На разбеге скорость более 150 км в час. (Скорость подъёма переднего колеса).  Доходит до 200, а я переднее колесо от ВПП оторвать не могу.

Беглый взгляд по кабине - в чём проблема? Крыло в положении 45 !!!

Моментально  оцениваю ситуацию:  прекратить взлёт и остановиться в пределах ВПП  уже не успею.

Влёт принимаю решение: продолжать взлёт!

В процессе разбега включаю перестановку крыла.  И  жду... жду...жду!!!

Указатель положения крыла пошёл.

Крыло на 16!

Переднее колесо поднято.

А закрылки то остались убранными  - во  взлётное положение не выпустились.

Ручку управления тяну на себя до предела.

И вот он отрыв -  с последней (крайней)  плиты.
Тут же РУС чуть от  себя - фиксирую угол тангажа.

Отрыв самолёта от ВПП произошёл  с убранными закрылками, на повышенных углах атаки.

Лишь бы  не перетянуть ручку управления  и не сорваться.

Впереди АТУ (сетка поперёк аэродрома на тросах для улавливания и остановки самолётов, которым не хватило ВПП для торможения после посадки).

Весь сжался: теперь хватило бы высоты перелететь  АТУ.

Как всегда - миновало! 

РП (руководитель полётов) после полётов:
- Крыло?
Я:
-Крыло.

И долго молча смотрели друг на друга.

Самолёт МиГ-23 прощал многое.

Другие рассказы автора на канале:

Борис Владимирович Максименко | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен