Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Как учить ребёнка рисовать и раскрашивать? (для родителей алаликов и аутистов)

Оглавление

Мне всегда казалось, что обучение раскрашиванию и письму происходит как-то само по себе. Однако, столкнувшись с тяжёлым нарушением речи у своего сына, я поняла, что всё-таки бывают дети, которым это "не дано" от рождения и их необходимо учить.

Если у вас такая же проблема с рисованием и раскрашиванием, как была у нас, ниже много-много советов как одолеть эти навыки и подчинить руки ребёнку. Если вам кажется это чем-то неважным, внизу этой статьи ссылка на мой материал о пользе графомоторных навыков и зачем они вообще нужны.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Когда можно приступать к обучению рисованию, раскрашиванию и прописям?

С 2,5-3 лет (если ребенок сам проявляет инициативу, можно начать раньше).

Лучше давать именно карандаши, а не фломастеры, так как фломастеры не требуют нажима, а значит не настолько хорошо развивают силу мелких мышц рук.

Остерегайтесь брать дешёвые карандаши хотя бы поначалу, пока ребёнок только учится. Я как-то купила и сыну они не подошли вообще - очень плохо рисуют, ломаются и требуют сильного нажима. В результате у ребёнка пропадает всякий интерес - ничего ж не получается.

Муж оказался умнее меня. Потратился на трехгранные карандаши фирмы Jovi (не реклама! - советую, так как они реально хорошие). Раскрашивали мы в силу слабости рук всё равно плохо, но ребёнок хоть видел результат своих действий, в следствие чего у него был больший энтузиазм этим заниматься.

Прописи требуют тонких, мелких движений, поэтому их осваивают обычно не ранее 5 лет.

Тренажёров для прописей полно в книжных магазинах и канцтоварах, но на самом деле не все эти тренажеры хороши для детей с особенностями развития. Как ни откроешь - там валом заданий из разряда "нарисуй по образцу дом" или "повтори прописную букву по точкам". Прописи желательно начинать с простейших движений на бумаге: точки в центре клетки, наклонная палочка в одну сторону, наклонная палочка в другую, кружочек в клетке и прочие подобные вещи, которые помогают хотя бы начать ориентироваться в тетради.

С какими препятствиями можно столкнуться?

Главная проблема - это слабость мышц рук у детей с речевыми нарушениями. Многие дети с РАС тоже часто имеют подобные проблемы и не вполне управляют руками.

Кстати, на момент начала работы с раскрасками я совсем не считала, что у моего сына всё ещё слабая мелкая моторика. Мы начали работать с мелкой моторикой раньше, чем начали систематически заниматься - ещё с 1,8. К 4 годам сын уверенно обращался с конструктором, неплохо собирал мелкие мозаики, нанизывал бусины, лепил из песка. Однако там, где требовалось поднапрячь руки, например, лепка из пластилина или работа с пинцетом, все шло трудно. И вот мне бы стоило обратить на это внимание, но я, честно скажу, подумала, что кому это всё вообще нужно - и так сойдёт. В общем, когда Лёва взял в руки карандаш, вскрылось, что его руки не такие сильные, как я думала, и очень быстро устают, несмотря на виртуозность владения мозаикой и конструктором.

Мы начали их укреплять: делать пальчиковую гимнастику и массажировать мячиками. Вернули мелкомоторные игры, которые уже было подзабросили. Также, ввели на занятиях раскраски - понемногу, хотя бы по 5 минут.

Главные выводы, сделанные на начальном этапе обучения:

👉 Ребенку с проблемной мелкой моторикой и особенно с сопутствующей неврологией, категорически не подходят раскраски с мелкими деталями и обилием цветов. Он все равно их не раскрасит, выйдет за все границы, за которые можно выйти, испсихуется от того, что руки болят и ничего не получается.

👉 Поначалу у большинства детей с уровнем проблем, около нашего, будут огромные сложности. Не стоит ждать, что ребенок не вылезет даже из толстых границ - вылезет. И оставит множество незавершенного пространства. И вообще, всё раскрашивание будет здорово напоминать чирканье по бумаге годовалого ребенка, а не 3-4летки.

Не совершайте ошибку: пока ребенок только-только начал и привыкает к карандашу, не стоит ругать его за огрехи и делать замечания где не докрасил. Это все равно, что требовать от человека на костылях бежать стометровку. Пусть хотя бы 1-2 месяца малыш привыкает к управлению карандашом и когда станет понятно, что он:

  1. Держит карандаш увереннее
  2. Может рисовать подольше на 5-10 минут, чем вначале
  3. Сам начинает не так сильно вылезать за границы

Только тогда можно аккуратно делать замечания, обращать внимание на огрехи и просить их исправить.

👉 Не забываем хвалить за работу. В процессе раскрашивания при каждом удобном случае надо упоминать какой ребёнок молодец, как старается (на Леву, например, очень действуют слова, что он большой и взрослый)) - это будет сохранять мотивацию. Если словесно никак, то напоминаю, что всегда можно "сторговаться" за наклейки и другие приятные для ребенка мелочи.

Что может понадобиться?

Вкупе с плохой мелкой моторикой ребенку сильно может мешать, то, что он неправильно держит карандаш. Он может хватать его всей пятерней или неправильно ставить пальцы. В результате рисовать и писать неудобно, руки устают ещё больше и мы получаем истерику.

Однако сейчас есть такие хитрые насадки на карандаши и ручки:

фото из открытых источников
фото из открытых источников

В интернете их можно найти по запросу "Насадки на карандаш для правильного письма" или "Ручка-самоучка". Они вынуждают ребенка правильно держать карандаш!

Кроме них, не забывайте делать короткие паузы-минутки, чтобы ребенок размял руки и потряс ими, если они устали.

Также, вам понадобятся раскраски, которые будут под силу ребёнку.

  • Можно купить или распечатать самые простые варианты на 1-2 цвета.

Обычно это овощи/фрукты. Пример с минимумом форм и цвета:

картинка из открытых источников
картинка из открытых источников
  • Можно придумать простую аппликацию.

Например, домик хорош тем, что его можно составить из простых геометрических фигур: квадратов, прямоугольников и треугольника.

Каждый день ребенок раскрашивает 1 небольшую фигуру-деталь аппликации, а вы вырезаете раскрашенное и клеите её на место. Через некоторое количество дней получается завершенная картинка - домик. Нарастающий результат работы будет стимулировать ребенка заниматься дальше, ведь он будет видеть постепенный результат своих трудов.

  • Готовые решения.

Я очень люблю рабочие тетради Кумон. Для особого ребенка они идеальны пошаговостью: ребенок начинает с самых-самых элементарных действий и постепенно продвигается в навыках все дальше. Вот, например, как выглядит задание Кумон по раскрашиванию для малышей от 2 лет:

картинка из открытых источников
картинка из открытых источников

От ребёнка требуется всего лишь закрасить маленький кружочек, чтобы получить результат. Со временем сложность заданий увеличивается, но растут и навыки ребёнка!

Подчеркну, что для успеха тут, как и везде, требуется систематическая работа хотя бы 3-4 раза в неделю. Поначалу это может быть очень трудно и через уговоры, но со временем навыки ребёнка вырастут и он начнет всё лучше управляться с карандашом. Когда это случится, для него задание превратится в полезное развивающее развлечение, а для вас - в свободное время.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Графомоторные навыки. Немного о том, почему для развития ребёнка очень важно рисовать и раскрашивать

Как договариваться с ребёнком, который не понимает речь? (для родителей алаликов и аутистов)

Мелкая моторика как база развития речи у неговорящих детей