Найти в Дзене
zorkinadventures

"Если сдать нам 200 гадюк, можно купить айфон". Директор серпентария и герпетолог о том, можно ли заработать на ядовитых змеях

Оглавление
Фото: Максим Бадулин. Я сам это видел: герпетолог Александр Писарев держит гадюк руками.
Фото: Максим Бадулин. Я сам это видел: герпетолог Александр Писарев держит гадюк руками.

Недавно коллега по работе сказала:

– У нас на даче появились гадюки, ползают по участку. Может, их можно куда-то сдать?

Я сразу вспомнил про Александра Гладких – директора Новосибирского серпентария. Этот серпентарий – единственный в России, оставшийся после развала СССР. Я там был: на неприметной улочке на окраине Новосибирска стоит здание, внутри – клетки со змеями. Гадюк держат тут, чтобы получать яд, который необходим для производства лекарства-геля от боли в суставах (называется «Випразан»). Как-то с Александром и с двумя прекрасными змееловами (главным герпетологом серпентария Александром Писаревым и его коллегой Василием Кокенко) мы ездили на осенний отлов. Я подумал: директор серпентария точно должен знать, куда можно сдать змею. Написал ему: скажи, что делать с гадюками? Гладких ответил тут же:

– Тащить к нам, даем 450 рублей за голову!

-2

Цена, конечно, вполне себе. Выгодно! Принес 200 гадюк – получил новый айфон. А если постараться и отловить 2000 змей, можно и на квартиру заработать. Вот она, новая нефтяная скважина, алмазная жила. Но есть, правда, нюанс – дача моей коллеги находится неподалеку от Москвы, до Новосибирска змей не довезешь!

Я стал искать, кому можно сдать змею в Москве, позвонил своему знакомому столичному герпетологу Николаю Черемухину (он зарабатывает тем, что лечит ящериц, рептилий, черепах). Николай меня расстроил:

– Гадюки сегодня непопулярный товар. Единственный серпентарий, который работает с ядом, – тот самый в Новосибирске. Ну и, в целом, те же самые ферменты, которые получают из яда гадюк, вполне научились добывать химическим путем. Есть любители ядовитых змей, есть определенный узкий спрос на них. Но гадюка обыкновенная стоит копейки – от тысячи до двух, покупателей на них мало. Скорее, заработаешь, если продашь какую-нибудь борнейскую куфию, их цена около 20 000 рублей. Но где же ее возьмешь? И опять же, змеи – не собачки чихуахуа, спрос на них ограниченный.

А что делать, если наткнулся на змею в лесу или на даче: сдать ее никуда не можешь, но как сделать, чтобы она хотя бы вас не укусила? Александр Писарев, главный герпетолог Сибирского серпентария, объяснял мне так: «Бояться гадюк не стоит – сами они никогда не нападут, только если увидят в вас угрозу. Поэтому увидели змею – обойдите или дайте ей спокойно уползти. Вообще, змеи обычно сами пытаются уйти от человека, когда он еще только приближается. Но вам тоже стоит быть начеку – в солнечные дни будьте внимательны, приближаясь к перекресткам тропинок и кочкам, которые не заросли травой – такие места особенно любят гадюки».

Змееловы после отлова. Я, автор этой заметки, в синей куртке, змеелов Александр Писарев  – крайний слева, рядом сидит его коллега Василий Кокенко, а белая шапочка справа – директор серпентария Александр Гладких. Фото: Макс Бадулин.
Змееловы после отлова. Я, автор этой заметки, в синей куртке, змеелов Александр Писарев – крайний слева, рядом сидит его коллега Василий Кокенко, а белая шапочка справа – директор серпентария Александр Гладких. Фото: Макс Бадулин.

Тут сайт серпентария, где работает Александр Гладких и Александр Писарев. А вот рассказ о том, как мы вместе с ними ловили змей.

Zorkinadventures. Мужской опыт и истории, тесты очень нужных вещей, рассказы о местах, событиях и героях, интервью с лучшими в своем деле. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации и присылайте свои истории и предложения на zoanton@yandex.ru.