Фотографировать индийских людей — сплошное смущение для меня. Одни якобы боятся, что фотографии крадут их души, другие — ждут, что белый за фотошутинг заплатит. С последним я столкнулся в Дели, когда решил снять уличную гладильщицу белья. Пожилая женщина сначала мило улыбалась мне в камеру, потом, поняв, что я снимаю без коммерческих намерений, чуть ли не средний палец мне показала.
Страх похищения души, как мне показалось, промелькнул в глазах строителей нового корпуса соседнего гест-хауса. Так уж случилось, что они напротив нашего балкона, просматриваются в любое время суток. Хвала двойным стеклопакетам. Я пристроился у открытого балкона, стал наводить фокус. И тут в мониторе фотоаппарата увидел выпученные глаза одного из строителей. Я тут же ретировался. Даже не успел нажать на спуск камеры.
Однако стоит заметить, что Лалита — владелица ресторанчика в деревне Мандрем позировала мне с удовольствием. Незатейливо, но без сопротивления и какого-либо смущения. Да ещё и всей семьей. У Лалиты мы снимали комнату с собственной кухней и туалетом. Прожили у нее два с половиной месяца. Возможно, это тоже как-то повлияло на ее согласие на фотосессию.
Впрочем, именно она однажды сказала мне: Goan people not eat food, goan people eat money. Так что любой пиар полезен для бизнеса. При этом, надо отметить, во время фотосессии она заругала проходящего туриста, решившего сфотографировать на смартфон соседских поросят. Но в этом, скорее всего, никакого потустороннего подтекста не было. В ее жесте ясно читалась фраза - «За отдельную плату».