«…Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле». Расул Гамзатов
Всем, кто хоть немного знает о Великой отечественной войне известно это короткое названия небольшого городка в Тверской области. Ржев. В советское время, да и в 90-х о нем старались много не говорить. А между тем, сражения подо Ржевом имели не меньшее значение в ходе той войны и оказали на ее результат не меньшее влияние, чем танковое сражение под Прохоровкой в Курской дуге и битва за Сталинград. Полтора года шли «бои местного значения» совсем близко с Москвой. Миллион погибших солдат и офицеров. Поэтому и не очень любили вспоминать советские историки этот город.
Но, историческая память возвращается к нам. А с нею и историческая осознанность. Разрушать памятники, вымарывать свою историю из памяти людской, всегда было варварством и признаком дикой необразованности. К сожалению, понимание этого к нам приходит только сейчас. Мы же тоже в 90-х любили «поплясать на костях». Однако, взросление неизбежно. Либо осознанное, либо насильственное. Нас Бог миловал.
Июнь в этом году стал необычным. Сразу после снятия карантина мы поучаствовали в нескольких важных событиях, связанных с Великой войной, которая закончилась 75 лет назад. Сначала, День скорби. Затем, отложенный Парад Победы. И вот, в конце месяца, открытия памятника воинам, участникам ржевских сражений. Великое дело. И сам памятник получился волшебный… Глыба каменного солдата, склонившего голову и глядящего на землю, в которой несколько десятилетий назад полегли его однополчане, словно парит над землей поднимаемая вверх взлетающей стаей журавлей, в которых, как мы знаем, превратились души погибших. Впечатление удивительное. Так человеческая память способна нарушить все законы физики и гравитации и поднять над землей каменного воина победителя. Чтобы мы издалека могли видеть его и вспоминать всех, перед кем мы в неоплатном долгу за нашу сегодняшнюю жизнь…
«…Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
Неужели до осени
Был за ним уже Дон
И хотя бы колесами
К Волге вырвался он?
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому — как?
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена…»
Спите спокойно. Ржев – наш! Родина спасена! Вы ее спасли!
Спасибо!