Что такое элементы затрат

509 прочитали
Есть в бухучете такое понятие - "котловой метод учета затрат”. Представьте, что вы хотите одновременно сварить кашу и борщ.

Есть в бухучете такое понятие - "котловой метод учета затрат”. Представьте, что вы хотите одновременно сварить кашу и борщ. В вашем распоряжении один котел, в который бросаются крупа, мясо, свекла, капуста и прочие ингредиенты. На выходе получается варево, половина которого условно считается кашей, а вторая половина - борщом. В бухгалтерский котел бросаются все затраты без детализации. На выходе получается себестоимость. Но если компания выпускает больше одного вида продукции, то это себестоимость кашеборща. А руководителю хочется понимать сколько он потратил на кашу, а сколько - на борщ.

Чтобы иметь представление о том, какие затраты составляют себестоимость конкретных видов продукции и какие ресурсы компании требуют особенно пристального внимания, нужно раскрывать себестоимость в нескольких аналитических разрезах. Как минимум, затраты группируются по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Сегодня расскажу о первой классификации.

Элементы затрат (Cost Elements) - это экономически однородные затраты. При их объединении важно на оплату каких производственных ресурсов направлены эти затраты. И неважно в каком подразделении, географическом сегменте или бизнес-процессе они возникли. Поэлементная группировка позволяет понять какой ресурс наиболее важен для компании. Как правило, наиболее потребляемый ресурс содержит максимальные возможности экономии.

ПБУ 10/99 “Расходы организации” выделяет 5 элементов затрат:

  1. Материальные затраты. Это стоимость сырья и материалов, комплектующих, полуфабрикатов, топлива, воды, электроэнергии, работы подрядчиков. Все затраты, имеющие материальное воплощение, кроме покупки внеоборотных активов: от руды для выплавки стали до кофе в приемную директора. Из материальных затрат исключается стоимость возвратных отходов - обработанных в производстве материалов, которые потеряли свои первоначальные свойства, но еще могут быть использованы для чего-то или проданы. Например, металлической стружки или опилок.
  2. Затраты на оплату труда. Это зарплаты, премии, надбавки, компенсации, районные коэффициенты, отпускные. Все выплаты в пользу работников, связанные с выполнением трудовых функций. От уборщицы до директора.
  3. Отчисления на социальные нужды. Это отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, на обязательное страхование отдельных категорий работников и на добровольное страхование в негосударственные пенсионные фонды. Эти затраты непосредственно связаны с затратами на оплату труда конкретных работников.
  4. Амортизация. Это амортизация основных средств и нематериальных активов. От буровой установки до компьютера в бухгалтерии или товарного знака компании.
  5. Прочие затраты. Это затраты на уплату налогов, аренду, гарантийные ремонт и обслуживание, командировки, консалтинговые услуги, представительские нужды, телефонию и интернет. Все затраты, которые не попали в предыдущие 4 элемента.

П. 8 ПБУ 10/99 обязывает бухгалтера вести учет затрат в разрезе элементов и в этом же разрезе раскрывать в бухгалтерской отчетности формирование расходов по обычным видам деятельности: себестоимости, коммерческих расходов и управленческих расходов. Спросите у своего главбуха делает ли он это.

Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!